УТВЕРЖДЕНО: приказом МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки» «31».08.2023г. пр.№ 91 Директор: Н.С.Шевцова УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (I вариант 8-9 классы) Мариинск 2023 Пояснительная записка к учебному плану муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа — интернат психолого-педагогической поддержки». В основу учебного плана положены следующие нормативные документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Закон Кемеровской области от 05 июля 2013 года №86-ОЗ «Об образовании»; 3. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи. "Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью». 4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 5. Методические рекомендации по составлению учебного плана в образовательных организациях, реализующих основную адаптированную программу общеобразовательную программу для обучающихся у умственной отсталостью пр.№1579 от 14.09.2016 г. МКОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, обеспечивая обучающихся определенной суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью их подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с их психофизическими возможностями. Деятельность образовательного учреждения направлена: • на создание условий для воспитания, обучения, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии; • на коррекцию недостатков речевого и психического развития; • на коррекцию недостатков интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности; • на освоение образовательных программ школы VIII вида в пределах 1-9 классов; • на подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства; • на проведение особой лечебно - оздоровительной работы, направленной на укрепление, исправление общего физического состояния школьников. Режим работы школы – 5 дневная учебная неделя. В 8-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и профессионально - трудовое обучение, при этом ставится целью социально — трудовая и бытовая адаптация, и реабилитация аномальных школьников. Обязательная часть учебного плана представлена учебными предметами следующих предметных областей: «Язык и речевая практика-русский язык (чтение и письмо). В коррекционной школе обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач: • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; • выработать достаточно прочные навыки грамотного письма; • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • повысить уровень общего развития обучающихся; • формировать нравственные качества школьников. Специальной задачей обучения письму и развитию речи является коррекция речи и мышления умственно-отсталых школьников. Программа по русскому языку включает разделы: чтение и развитие речи (8-9 кл.); грамматика, правописание и развитие речи (8-9 кл.). Основным принципом, организующим эти разделы, является развитие речи, так как процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. Основными задачами обучения чтению и развитию речи являются: научить воспитанников читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. В 8-9 классах этот навык совершенствуется на материале чтения более сложных художественных произведений. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Предметная область «Математика» представлена предметом математика, которая является одним из основных учебных предметов. Задача преподавания математики состоит в том, чтобы: • дать обучающимся доступные количественные, пространственные. Временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; • повысить уровень общего развития обучающихся, осуществлять коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств; • воспитывать целенаправленность, терпеливость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Геометрический материал в 8-9 кл. из числа уроков математики выделяется один урок на изучение геометрического материала. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Обучение математики носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами (география, история, естествознание, ИЗО). Предметная область «Естествознание» - биология, география. Естествознание как учебный предмет в коррекционной школе включает несколько самостоятельных разделов: животные (8 класс) и человек (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Основными задачами преподавания естествознания являются: • сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве, а также о строении и жизни растений, животных и человека; • формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна в жизни растений); • воспитание бережного отношения к природе; • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений и ухода за животными. • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Преподавание естествознания направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, устанавливаются простейшие причинно-следственные отношения и зависимости. Изучение географии в коррекционной школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей: внимания, наблюдательности, умение сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость. Программа по географии коррекционной школы составлена с учетом особенностей умственного развития учащихся. Методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от шестого к девятому классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний. Сообщение элементарных знаний по физической географии сводится к ознакомлению обучающихся с природными условиями, ресурсами и трудом людей на территории нашей Родины. Занятия географией способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся, развитию абстрактного мышления повышают уровень их общего развития. География изучает все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии и развитии. Практические работы, проводимые в процессе изучения географии, направлены на то, чтобы вооружить обучающихся необходимыми практическими навыками и умениями, которые они могли бы использовать в своей дальнейшей деятельности. В проведение экскурсий по ходу изучения тем, связанных с окружающей местностью, вносятся элементы краеведения. Это способствует эстетическому воспитанию обучающихся, бережному отношению к природе. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей коррекционной школы, дает им представление о приборах, явлениях, помогает им правильно употреблять эти слова. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, а также с рисованием и черчением, с русским языком, математикой и др. Полученные знания на уроках географии связаны с полученными знаниями на уроках развития речи, естествознания. В программе учебный материал расположен по годам обучения: 8 класс-«География материков и океанов» (68 часов), 9 класс - «География РФ» 968 ч.). Учебная программа по географии включает географическую номенклатуру для каждого года обучения, а также предлагает количество часов для прохождения той или иной темы. В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указываются межпредметные связи, а также приводятся основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). «Человек и общество» - история, обществоведение. Преподавание истории имеет целью ознакомление обучающихся с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины и с современной общественно-политической жизнью страны. Изучение курса призвано воспитывать школьников в духе любви к Родине, русскому народу, в духе дружбы и уважения к трудящимся всех стран. Очень важно прививать обучающимся уважение к труду, стремление сохранять, беречь материальные ценности страны, принимать активное участие в общем труде народа. Таким образом, в процессе изучения истории у обучающихся коррекционной школы закладываются основы правового и нравственного воспитания, патриотизма. Важной задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является формирование у обучающихся уважения к законам, нормам и правилам общежития. Изучение истории имеет также важное коррекционное значение и направлено на формирование доступных для обучающихся исторических представлений и понятий, исправление недостатков познавательной деятельности и развитие речи. Эстетическое воспитание детей, формирование их духовного облика является важнейшей задачей подрастающего поколения. Уметь воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей - все эти качества необходимо воспитывать и систематически развивать. Предметная область «Искусство» - музыка. Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на обучающихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт. Целью уроков пения и музыки является воспитание эстетических чувств обучающихся, формирование у них элементов музыкальной культуры. Занятия пением и музыкой имеют специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы. На уроках пения и музыки у обучающихся вырабатываются чувства ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах. Это очень важно, так как умственно-отсталые дети часто бывают замкнутыми, необщительными, у многих из них мало развиты умения и навыки коллективной деятельности. Для успешного решения задач музыкального воспитания обучающихся учитель музыки ведет свою работу в контакте с логопедом и школьным врачом —психиатром, что помогает учителю в процессе фронтальной работы со всем классом учитывать индивидуальные особенности детей. Предметная область «Физическая культура» - Физическая культура. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы воспитательно-образовательной работы коррекционной школы. Оно разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебнооздоровительные задачи. Физическое воспитание в коррекционной школе осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально -трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке школьников к самостоятельной жизни и производительному труду. Конкретными задачами физического воспитания являются: • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; • формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера; • развитие двигательных качеств; • коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики; • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; • поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне; • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; • воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; • воспитание нравственных, морально - волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к Родине; • содействие патриотической подготовке. Программа построена с учетом принципов физического воспитания, материал её имеет коррекционную направленность, адаптирован к возможностям школьников и носит прикладной характер. Предметная область «Технология» представлена предметами «Профессиональнотрудовое обучение», которое представлено несколькими профилями: швейное дело, столярное дело, цветоводство и декоративное садоводство, сельско-хозяйственный труд. Задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: • ориентироваться в задании (анализировать объекты, условия работы); • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе); • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроке носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей школьников. В 8-9 классах осуществляется профессионально - трудовое обучение, целью которого является подготовка обучающихся к самостоятельному труду по получаемой специальности. В 8-9 классах завершается трудовая подготовка обучающихся в соответствии с выбранной профессией. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся 8-9 классов делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Летняя трудовая практика: в 8-9 классах (в течение 20 дней) проводится по окончании учебного года на базе школьных мастерских. В старших классах (8-9) таким предметом является социально - бытовая ориентировка (СБО). Для успешного решения задачи социальной адаптации и реабилитации школьники, в силу особенностей своего психофизического развития, нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, то есть посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивает свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Для занятий по СБО обучающиеся 5-9 классов делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом психофизических особенностей обучающихся. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (по предметным областям), предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, по усмотрению общеобразовательной организации. Эти часы отведены на курс: «Юный эколог» в 8-9 кл. по 1 часу. Коррекционные курсы по выбору представлены: «Введение в профессию» «Введение в профессию», «Разговор о важном»,«В мире людей». Данный план осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей и подростков, обеспечивает решение задач профессиональной ориентации и социально трудовой адаптации. Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): классы Предметные области учебные предметы Обязательная часть VIII а,б XI а,б Язык и речевая практика Чтение и развитие речи 3 3 Письмо и развитие речи 4 4 Математика Математика 4 3 Биология 2 2 География 2 2 История Отечества 2 2 Обществознание 1 1 Природоведение Естествознание Человек и общество Искусство Технология Изобразительное искусство Музыка и пение 1 Трудовое обучение Профессионально-трудовое обучение Трудовая практика (в днях) 9 11 20 20 2 2 2 2 Физическая культура Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Коррекционная Социально-бытовая подготовка ориентировка Часть, формируемая участниками образовательных отношений (по предметным областям): «Юный эколог» Максимально допустимая недельная нагрузка по образовательным областям при 5-дневной учебной неделе Физическая культура Коррекционноразвивающая область: 1 1 1 1 33 33 VIII а,б XI а,б Логопедические занятия Коррекционные курсы: «Введение в профессию» 5 1 5 1 «Разговоры о важном» 1 1 «В мире людей» 3 3 38 38