УТВЕРЖДЕНО: приказом МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки» «31» августа 2023 г. пр.№ 91 Директор: Н.С.Шевцова УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (I вариант, 1-4 классы) МАРИИНСК 2023 Пояснительная записка к учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» (I вариант) Учебный план МКОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого- педагогической поддержки» (далее ― Учебный план), реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план разработке содержания определяет общие рамки образования, требований принимаемых к его усвоению решений при и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Нормативно-правовое обеспечение учебного плана МКОУ «Общеобразовательная школа — интернат психолого-педагогической поддержки»: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Закон Кемеровской области от 05 июля 2013 года №86-ОЗ «Об образовании»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.20014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 5. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пр. N 1026 Министерства просвещения РФ 24 ноября 2022 г.; 6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи"; 7. Устав МКОУ «Общеобразовательная школа — интернат психолого-педагогической поддержки». 8. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Общеобразовательная школа — интернат психолого-педагогической поддержки» В устанавливает отсталостью соответствии сроки с освоения (интеллектуальными «Общеобразовательная требованиями АООП Стандарта (п. 1. 13), который обучающимися нарушениями) школа-интернат учебный психолого-педагогической с умственной план МКОУ поддержки» представлен в следующем варианте: подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет). Выбор данного варианта сроков обучения школа осуществляет самостоятельно с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый); - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся первых классов не более 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная обязательных часть учебного плана определяет состав учебных предметов предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Реализация обязательной части учебного плана должна быть в соответствии с АООП. Реализация обязательной части учебного плана является предметом аккредитации учреждения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование приобщение основ духовно-нравственного их к общекультурным, национальным развития обучающихся, и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть учебного плана состоит из 6 предметных областей. 1. Язык и речевая практика. Обучение русскому языку в начальных классах предусматривает включение в примерную учебную «Подготовка к программу следующих усвоению грамоты», разделов: следующих «Обучение грамоте», разделов: «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика». В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: ― Уточнение действительности и обогащение и овладение на представлений этой основе языковыми об окружающей средствами (слово, предложение, словосочетание); ― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; ― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; ― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; ― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; ― Развитие навыков устной коммуникации; ― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Подготовка первоначальных фонематического к усвоению навыков слуха. грамоты. чтения. Элементарный Подготовка Развитие звуковой к слухового анализ. усвоению внимания, Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений 3-4 слов) на основе различных опор (из (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью. 2. Математика Математика Основной является одним целью обучения категории к жизни в из важных математике общеобразовательных предметов. является современном подготовка обществе и обучающихся овладение этой доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно - практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной средствами математики (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей; • формирование аккуратности, отсталостью положительных настойчивости, трудолюбия, качеств личности, самостоятельности, в частности терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. 3.Естествознание. «Мир формировании природы и человека». Основная первоначальных знаний о живой цель предмета и неживой заключается в природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс формирования формирования «Мир природы и человека» естествоведческих у учащихся взаимодействовать с окружающим миром. знаний, умений является начальным пропедевтическим наблюдать, звеном этапом анализировать, Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе современные содержания научные эмоционально курса данные волевой об «Мир природы особенностях регуляции, и человека» познавательной поведения младших учтены деятельности, школьников с формирования у умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 4.Искусство «Музыка» обучающихся ― с учебный предмет, умственной предназначенный отсталостью для (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства развития их музыкальных способностей, Цель умственной ― мотивации приобщение отсталостью к музыкальной деятельности. к музыкальной культуре (интеллектуальными обучающихся нарушениями) как с к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета «Музыка»: ― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). ― приобщение к впечатления от музыкального к слушанию музыки, культурной среде, дающей искусства, формирование посещению концертов, обучающемуся стремления и привычки самостоятельной музыкальной деятельности и др. ― развитие произведений, способности выделение получать собственных удовольствие предпочтений в от музыкальных восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. ― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. ― развитие мыслительных восприятия, процессов, в певческого том числе голоса, восприятия творческих музыки, способностей обучающихся. Коррекционная обеспечивается эмоциональной образовательный направленность композиционностъю, дополнительностью процесс основан учебного предмета игровой «Музыка» направленностью, используемых методов. на индивидуализации принципе Музыкально- дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. «Изобразительное искусство». Основная заключается во всестороннем развитии умственной отсталостью (интеллектуальными приобщения изучения личности предмета обучающегося нарушениями) в с процессе его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании искусстве, цель общих деятельности элементарных знаний умений и навыков и специальных (в рисовании, лепке, аппликации), развитии об изобразительном изобразительной зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, значения изобразительного искусства в жизни человека художественного вкуса. Формирование элементарных искусства искусствах. Развитие эмоционального знаний Расширение о видах и жанрах изобразительного художественно-эстетического кругозора; восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование Обучение изобразительным различных материалов, знаний элементарных основ реалистического рисунка. техникам инструментов и и приёмам приспособлений, с использованием в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения Воспитание у выполнять учащихся тематические умения и декоративные композиции. согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной аппликация»). деятельности («коллективное рисование», «коллективная Коррекция обучающихся недостатков на уроках психического изобразительного ― коррекции и физического искусства заключается познавательной деятельности развития в следующем: учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные устанавливать сходство ― развитии обобщать; признаки, и различие между предметами; аналитических формирование умения способностей, ориентироваться умений в задании, сравнивать, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; ― коррекции ручной моторики; координации путем использования повторяющихся действий с применением улучшения зрительно-двигательной вариативных разнообразных и многократно технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. ― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. 5.Физическая культура. Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно- оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно категории труду, обучающихся из важнейших к самостоятельной мест в жизни, подготовке этой производительному воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основные задачи изучения предмета. Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: ― коррекция нарушений физического развития; ― формирование двигательных умений и навыков; ― развитие двигательных способностей в процессе обучения; ― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; ― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка освоения доступных видов ― формирование и для спортивно-физкультурной деятельности; воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; ― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; ― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; ― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; ― воспитание устойчивого ― воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями; нравственных, морально-волевых (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает: ― обогащение чувственного опыта; ― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; общения, предметно-практической Содержание физической навыков и познавательной деятельности. программы культуре», ― формирование отражено «Гимнастика», в пяти «Легкая разделах: атлетика», «Знания «Лыжная о и конькобежная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. 6.Технологии «Ручной труд». Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Основная всестороннем цель развитии изучения личности данного учащегося предмета младшего заключается возраста с во умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки старших классах. Его его к последующему изучение способствует профильному обучению развитию в созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: ― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. ― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей. ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. ― формирование интереса к разнообразным видам труда. ― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). ― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). ― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. ― развитие целеполагание, регулятивной планирование, структуры контроль и деятельности оценку действий (включающей и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). ― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: ― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного положения признаки, восприятия в пространстве, умения устанавливать ― развитие обобщения; формы, строения, цвета предметов, их находить в трудовом объекте существенные сходство и различие аналитико-синтетической совершенствование величины, между предметами; деятельности, умения деятельности сравнения, ориентироваться планировании работы, последовательном изготовлении изделия; в задании, ― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования с применением Часть вариативных разнообразного и многократно повторяющихся трудового материала. учебного плана для первого класса, образовательных отношений, Содержание представлено действий формируемая участниками не предусмотрена. коррекционно-развивающей коррекционными области учебного плана занятиями: логопедическими занятиями, занятиями по развитию психомоторики и сенсорных процессов, ритмикой. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных количественное соотношение осуществляется школой психофизических особенностей обучающихся и групповых занятий, их самостоятельно, исходя с умственной отсталостью из на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий (нравственное, социальное, неотъемлемой частью по направлениям общекультурное, образовательного внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное) процесса является в школе. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется школой в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). В Учреждении в учебный план внеурочной деятельности включены следующие программы: «Школа здоровья», «В гостях у сказки», «Мир профессий», «Разговор о важном». Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет Учреждение. Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Предметные Классы Количество часов в Всего области неделю Учебные предметы III IV дополнительный первый класс I(I1)-IVIIклассы а,б Обязательная часть 1. Язык и 1.1. Русский язык 3 3 3 3 12 речевая 1.2. Чтение 3 4 4 4 15 практика 1.3.Речевая 2 2 2 2 8 практика 2. Математика 2.1.Математика 3 4 4 4 15 3. 3.1. Мир природы и 2 1 1 1 5 Естествознание человека 4. Искусство 4.1. Музыка 2 1 1 1 5 4.2. Изобразительно 1 1 1 1 4 е искусство 5. Физическая 5.1. Физическая 3 3 3 3 12 культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд 2 1 1 1 5 Итого 21 20 20 20 81 Часть, формируемая участниками 3 3 3 9 образовательных отношений Занимательный труд 3 3 3 9 Максимально допустимая 21 23 23 23 90 недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая 6 6 6 6 24 область (коррекционные занятия и ритмика): ритмика 1 1 1 1 4 логопедия 3 3 3 3 12 Развитие психомоторики и 2 2 2 2 8 сенсорных процессов Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 16 «Разговор о важном» 1 1 1 1 4 «В гостях у сказки» 1 1 1 1 4 «Школа - здоровья» 1 1 1 1 4 «Мир профессий» 1 1 1 1 4 Всего к финансированию 31 33 33 33 130