5.Мир природы и человека

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Мир природы и человека» для
1- 4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» во 1-4 классах
разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Учебный курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших
классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
С одной стороны, содержание предметного курса "Мир природы и человека"
базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях окружающего мира и дает
возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные,
временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) в
образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как
"Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между
названными предметами.
Цель учебного предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
• уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе, даёт
новые знания об основных её элементах;
• на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности
живого мира к условиям внешней среды;
• вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
• формирует знания учащихся о природе своего края;
• формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит
детей бережному отношению к природе.
Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников:
Развитие внимание:
- учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;
- развивать наблюдательность;
- учить ориентироваться в незнакомом материале;
- распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.); формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;
- развивать интеллектуальную активность;
- развивать устойчивое внимание;
- учить умению самостоятельно концентрировать внимание;
Развитие восприятия:

- формировать восприятия величины объектов;
- формировать восприятия формы объектов;
- формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
- формировать временные представления.
Развитие памяти:
- развивать двигательную память;
- развивать эмоциональную память;
- развивать образную память;
- развивать словесно-логическую память;
- развивать смысловую память - механическую.
Развитие мышления:
- выделять отдельные свойства предметов;
- выделять признаки предметов;
- учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
- учить устанавливать общие признаки объекта;
- учить выделять главное;
- учить устанавливать причинно – следственные зависимости.
Формирование пространственных отношений:
- формировать понятия лево – право;
- формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый,правый,
нижний левый, правый);
- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;
- научить ориентироваться в пространстве;
- формировать понятия (около, над, под).
Развитие речи:
- активизировать речь;
- пополнять запас активного и пассивного словаря;
- расширять запас общих представлений;
- уточнять сведения об окружающем мире;
- формировать связную речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение
носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения
программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных
умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят
характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены
многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих
личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в
организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи,
при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
жизни, в окружающем мире;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций;
Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека»
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека»
содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета с описанием процедур итоговой и
промежуточной аттестации (включая примеры контрольно-оценочных материалов и
критерии оценки);
2) содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы, а также с определением основных видов деятельности, обучающихся на
уроке.
На изучение предмета «Мир природы и человека» отводится 102 часа: во 2-4 классах – по
1 часу в неделю, по 34 часа в каждом классе.
Срок реализации программы 3 года.


Наверх

Сведения о персональном составе педагогичесх работников на 01.09.2024

Мы используем файлы cookie
Сведения о персональном составе педагогических работников на 01.09.2024г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».