Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Мир природы и человека» для 1- 4 классов Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» во 1-4 классах разработана на основе: - Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1). Учебный курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. С одной стороны, содержание предметного курса "Мир природы и человека" базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами. Цель учебного предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: • уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах; • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; • формирует знания учащихся о природе своего края; • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников: Развитие внимание: - учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности; - развивать наблюдательность; - учить ориентироваться в незнакомом материале; - распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.); формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой; - развивать интеллектуальную активность; - развивать устойчивое внимание; - учить умению самостоятельно концентрировать внимание; Развитие восприятия: - формировать восприятия величины объектов; - формировать восприятия формы объектов; - формировать восприятия цветов, цветовых оттенков; - формировать временные представления. Развитие памяти: - развивать двигательную память; - развивать эмоциональную память; - развивать образную память; - развивать словесно-логическую память; - развивать смысловую память - механическую. Развитие мышления: - выделять отдельные свойства предметов; - выделять признаки предметов; - учить сравнивать похожие, непохожие объекты; - учить устанавливать общие признаки объекта; - учить выделять главное; - учить устанавливать причинно – следственные зависимости. Формирование пространственных отношений: - формировать понятия лево – право; - формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый,правый, нижний левый, правый); - формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля; - научить ориентироваться в пространстве; - формировать понятия (около, над, под). Развитие речи: - активизировать речь; - пополнять запас активного и пассивного словаря; - расширять запас общих представлений; - уточнять сведения об окружающем мире; - формировать связную речь. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков: - осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника; - адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире; - способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения; - способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности; - владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); - осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»; - осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций; Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» содержит: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета с описанием процедур итоговой и промежуточной аттестации (включая примеры контрольно-оценочных материалов и критерии оценки); 2) содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности, обучающихся на уроке. На изучение предмета «Мир природы и человека» отводится 102 часа: во 2-4 классах – по 1 часу в неделю, по 34 часа в каждом классе. Срок реализации программы 3 года.