1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………………… 1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………………………... 1.3 Содержание программы……………………………………………………………………….. 1.3.1 Учебно-тематический план……………………………………………………………. 1.3.2 Содержание учебно-тематического плана…………………………………………… 1.4 Планируемые результаты……………………………………………………………………... РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ………. 2.1 Календарный учебный график……………………………………………………………….. 2.2 Условия реализации программы……………………………………………………………... 2.3 Формы аттестации/ контроля…………………………………………………………………. 2.4 Оценочные материалы…………………………………………………………………………. 2.5 Методические материалы……………………………………………………………………… 2.6 Список литературы…………………………………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………… 2 3 6 7 8 12 16 18 18 18 19 20 20 21 24 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ 1.1Пояснительная записка «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский Программа дополнительного образования «Волшебная мастерская» относится к художественно-эстетическому направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования художественного вкуса и творческих способностей школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности обучающихся младшего и среднего звена. В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы: - Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023г. гл.1, ст.2, п.9); - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533); - Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК- 641/ 09 «О направлении методических рекомендаций» по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ способствующих, социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей; - Письма Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» № АФ-150/06 от 18.04.2008; - Письма Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» №678-р от 31.03.2022г; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 3 - Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Устав и локальные акты учреждения. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно - прикладному творчеству и изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия творчеством является эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Отличительная особенность (новизна) программы «Волшебная мастерская» ориентирована на создание социальнопсихологических условий для творческого развития ребенка с умственной отсталостью, его самовыражения. Формирование благоприятных условий для организации досуга и полноценного отдыха детей в том, что даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе. Педагогическая целесообразность, социальная значимость программы заключается в том, что программа дает возможность учащимся овладеть широким набором техник работы с различными материалами, что в свою очередь, позволяет пробудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству. Программа является комплексной по набору различных техник рукоделия, даёт возможность каждому ученику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду. В процессе деятельности развивается: - мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; - сенсорное восприятие, глазомер; - логическое воображение; - творческие способности, артистичность; - волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, добросовестность); - художественные способности и эстетический вкус; 4 - навыки культуры труда; - взаимодействие, взаимопомощь и поддержка в детском коллективе; - умение самостоятельно изготавливать подарки близким и родным людям. Адресат программы: Программа «Волшебная мастерская» рассчитана на разновозрастной состав. В объединении могут заниматься дети 7-17 лет, желающие научиться декоративно-прикладному мастерству. Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью. В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися. Большое внимание уделяется формированию конструкторских умений и навыков у детей младшего школьного возраста. С этой целью по многим изделиям варианты, содержащие конструкторские различия, имеют добавления или изменения. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков старших обучающихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка. Во время занятий идет непосредственный обмен знаниями и умениями между обучающимися, сотрудничество и взаимопомощь. При организации работы, важно привлекать старших обучающихся, помощь которых может выразиться непосредственно в проведение занятий, заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе и заготовке эскизов, шаблонов для будущих изделий, помощь младшим обучающимся во время практической работы. В работе используются групповая технология обучения, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и практические задания по методам выполнения соответствует уровню подготовки обучающихся, их возможностям. Уровень подготовленности определяется собеседованием. Допускается дополнительный набор обучающихся. Количество учащихся в группе: от 5 до 12 человек. Объем и срок освоения программы: 3 года- 612часов. Год обучения Количество недель Количество месяцев Количество часов в неделю Количество часов в год 1 2 34 34 9 9 4 7 136 238 3 Итого: 34 9 7 238 612 Режим занятий: Год Продолжительность одного обучения занятия в академических часах (40 минут) 1 2 2 по 40 минут 2,3 по 40 минут Кол-во занятий в неделю 2 3 Всего часов в Всего часов неделю в год 4 7 136 238 5 2,3 по 40 минут 3 7 238 Форма обучения: очная (Закон №273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2) Особенности организации образовательного процесса: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: ОВЗ, дети – инвалиды. Основные формы занятий: групповая, индивидуальная. - беседа, рассказ педагога, сопровождающийся наглядным показом; - использование игровых моментов, введение игровых персонажей; - использование художественного слова - стихов, загадок, пословиц; - использование эмоционального воздействия (музыка); - коллективная работа как один из важных методов при обучении детей, когда дети выполняют разные виды поделок, или части одной поделки вместе и создается коллективная работа. При таком подходе решаются воспитательные задачи: формируются межличностные отношения, умение общаться в коллективе, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь; - метод поощрения (для поддержания активности, самостоятельности, малейших успехов). 1.2 Цели и задачи программы Целью данной программы является развитие творческой самореализации и формирования основ целостного, эстетического мировоззрения, творческих способностей и навыков обучающихся, посредством различных видов творчества. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: Предметные: - научить различным приемам работы с бумагой, природным материалом; - научить следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; - развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - овладеть навыками культуры труда; - получить знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; - познакомить с народными промыслами. Воспитательные: - воспитать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера; - формировать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу; - формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. Развивающие (в том числе коррекционные): - способствовать развитию образно-логического и творческого мышления; - развивать творческие способности обучающихся с умственной отсталостью; - гармонизировать психоэмоциональное состояние; - укрепить физическое и нервно-психическое здоровье обучающихся у детей с Аутизмом; - способствовать развитию сенсорно-перцептивной сферы, мелкой моторики рук; 3 6 - способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, образно-логическое мышление, аналитическое восприятие изображаемого предмета, пространственное воображение, эмоционально эстетическое восприятие). Личностные результаты: - формировать и развивать художественный вкус, интерес к художественному искусству и творческой деятельности; - формировать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений; - формировать уважительное отношение к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох; - развивать коммуникативные способности и навыки работы в коллективе; - формировать представления о нравственных нормах, развивать доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формировать мотивацию к художественному творчеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся. 1.3 Содержание программы 1 год обучения № Раздел, тема занятий Общее кол-во часов Разд. I Вводное занятие. 2 II Работа с глиной. 24 III Береста. 20 IV Бумажная пластика. 10 V Вышивка. 44 VI Солёное тесто. 20 VII Работа с тканью. 12 VIII Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Промежуточная аттестация. 4 ИТОГО 136 № Разд. I II III 2 год обучения Раздел, тема занятий Вводное занятие. Работа с глиной. Береста. Общее кол-во часов 2 52 38 7 IV V VI VII VIII IX X ИТОГО № Разд. I II III IV V VI VII VIII ИТОГО Работа с бумагой. Вышивка. Солёное тесто. Работа с кожей. Работа с тканью. Вязание. Заключительное занятие. Промежуточная аттестация. Выставка творческих работ. 14 66 20 10 10 22 4 238 3 год обучения Раздел, тема занятий Общее кол-во часов 2 52 52 66 20 20 22 4 238 Вводное занятие. Работа с глиной. Работа с берестой. Вышивка. Солёное тесто. Работа с кожей. Вязание Заключительное занятие. Итоговая аттестация. Выставка творческих работ 1.3.1 Учебно-тематический план 1 год обучения Общее колТеоретические занятия во часов 2 2 1 1 № Раздел, тема занятий Разд. I Вводное занятие. Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей». Беседа по охране труда и технике безопасности. Экскурсия по образовательному учреждению II Работа с глиной. Практические занятия - 1 1 - 24 5 15 8 Форма контроля наблюдение, беседа III IV V VI История возникновения глины. Знакомство с предметом лепки и росписи изделий из глины и приспособлениями для работы с ней. Основные традиционные способы лепки из глины: -ручная лепка из целого куска; -ленточная - жгутовая техника; -пластовая или текстильная техника; -отминка в готовую форму; -отливание в гипсовую форму; -вытягивание изделий на гончарном круге. Береста. Беседа «Заготовка, обработка, приёмы работы». Изготовление аппликаций из бересты. Изготовление коллективной композиции из бересты. 1 3 1 3 1 2 2 3 2 3 3 20 1 11 8 1 1 1 Бумажная пластика. Беседа «Аппликация, как техника декоративно – прикладного искусства». Изготовление новогодних открыток. Изготовление новогодних игрушек. 10 1 5 4 1 1 - 9 5 4 Вышивка. Беседа «Вышивка – один из видов декоративно – прикладного искусства». Выполнение образцов швов. Изготовление салфеток «стебельным», «тамбурным» швами. Выполнение вышивки на тему «ягоды», «цветы» в технике «гладь». Выполнение вышивки в технике «гладь» по выбору. Солёное тесто. Приёмы работы. 44 1 1 6 10 26 1 1 - 4 1 6 10 26 20 1 1 1 19 - 9 - 2 2 3 2 3 3 19 11 8 наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, VII VIII Изготовление пасхальных подставок. Изготовление подковок. Изготовление объёмных игрушек. 3 4 12 - 3 4 12 Работа с тканью. Способы работы. Изготовление игольниц. Изготовление чехлов для телефона из ткани. 12 1 5 6 1 1 - 11 5 6 Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Промежуточная аттестация. 4 4 - ИТОГО № Разд. I II 136 Раздел, тема занятий Вводное занятие. Беседа – ознакомление с планом и задачами работы объединения 2 года обучения. Техника безопасности. Работа с глиной. Инструктаж по ТБ. Знакомство с целью и задачами объединения на учебный год. «История происхождения народной глиняной игрушки». Особенности глины. Роспись. Обжиг. Малые скульптурные формы. Лепка базовых форм. Скульптурный и конструктивный метод лепки. Лепка из глины «Улитка». Фрукты и овощи. 12 наблюдение, беседа, практические работы оформление художественных выставок 124 2 год обучения Общее кол- Теоретические занятия во часов Практические занятия 2 2 2 2 - 52 1 4 1 48 - 1 1 - 2 6 2 - 6 2 4 - 2 4 10 беседа, практические работы Форма контроля наблюдение, беседа, опрос наблюдение, беседа, практические работы III IV V VI VII VIII IX Лепка корзины «Дары осени». Животный мир. Лепка по примеру мастеров. Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий. Обучение навыкам росписи игрушки разноцветной глиной Украшение изделий налепом. Элементы растительного орнамента. Элементы геометрического орнамента. Береста. Изготовление композиций из бересты. 4 6 8 - 4 6 8 6 - 6 6 4 2 38 38 1 1 6 4 2 37 37 Работа с бумагой. Папье-маше. Изготовление новогодних сувениров. Открытки в технике «скрапбукинг». 14 8 6 2 1 1 12 7 5 Вышивка. Выполнение вышивки в технике «гладь» по выбору обучающихся. 66 66 1 1 65 65 Солёное тесто. Изготовление композиций. 20 20 1 1 19 19 Работа с кожей. Изготовление сувенирных украшений. 10 10 1 1 9 9 Работа с тканью. Изготовление игрушек-подушек. 10 10 1 1 9 9 Вязание. Инструменты и приспособления. 22 22 1 1 21 21 11 практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, Основы вязания. X Заключительное занятие. Промежуточная аттестация. Выставка творческих работ. ИТОГО № Разд. I II III IV Раздел, тема занятий Вводное занятие. Ознакомление с планом и задачами работы объединения 3 года обучения. Техника безопасности. Работа с глиной. Введение в мир художественной керамики Лепка плоскостных изделий. Конструктивный способ лепки. Пластический (скульптурный) способ лепки. Комбинированный способ лепки. Рельефный способ лепки. Каргопольская игрушка. Тверская глиняная игрушка. Филимоновская игрушка. Дымковская игрушка. Пустотелые изделия. Игрушки- копилки. Лепка посуды. Работа с берестой. Изготовление сложных композиций. Изготовление новогодних сувениров, композиций. Вышивка. 4 4 - 238 16 222 3 год обучения Общее Теоретические занятия кол-во часов 2 2 2 2 Практические занятия - 52 2 4 2 2 2 2 6 6 6 6 6 6 52 40 12 2 2 2 1 1 50 4 2 2 2 2 6 6 6 6 6 6 50 39 11 66 1 65 12 практические работы оформление художественных выставок Форма контроля наблюдение, беседа, опрос наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы V VI VII VIII ИТОГО Выполнение вышивки сложных композиций в технике «гладь» , «художественная гладь» по выбору обучающихся. 66 1 65 Солёное тесто. Изготовление сложных композиций, объёмных игрушек по выбору обучающихся. 20 20 1 1 19 19 Работа с кожей. Изготовление украшений сложной формы по выбору обучающихся 20 20 1 1 19 19 Вязание Заключительное занятие. Итоговая аттестация. Выставка творческих работ 22 4 1 4 21 - 238 18 220 наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы оформление художественных выставок 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения Раздел № I Вводное занятие. Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей». Техника безопасности. Экскурсии по учреждению. Заинтересовать детей обучаться в объединении, развивать интерес к различным видам декоративно – прикладной деятельности, желание самим выполнять красивые изделия. Знакомство с учениками. Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей» Объяснить детям понятие «Декоративно – прикладное искусство», его специфику: произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы; этот вид искусства играет значительную роль в формировании художественного вкуса народа. Техника безопасности. Раздел № II Работа с глиной. Познакомить с требованиями техники безопасности, необходимыми при работе с глиной и красками, а так же с историей возникновения ремесла, культурными традициями, нашедшими своё отражение в предметах декоративно - прикладного творчества. 13 Научить использовать в работе пластические свойства глины и простейшим приѐмам и способам изготовления изделий из данного материала. Ребята получат представления о традиционных и нетрадиционных техниках лепки и декорирования керамических изделий. Раздел № III Береста. Беседа «Заготовка, обработка. Приёмы работы». Изготовление аппликаций из бересты. Познакомить детей со свойствами бересты и приёмами работы с ней, научить выполнять композиции из бересты в технике аппликации, оформлять их в картину. Изготовление коллективной композиции из бересты. Учить детей выполнять коллективную работу из бересты для украшения кабинета объединения. Раздел № IV Бумажная пластика. Беседа «Аппликация как техника декоративно – прикладного искусства». Изготовление новогодних открыток. Познакомить с понятием «аппликация», со свойствами бумаги и возможностью использовать её в работе, научить изготавливать открытки для подарка к новому году. Изготовление новогодних игрушек. Научить изготавливать новогодние игрушки, используя шаблоны, для украшения ёлки или помещения. Раздел № V Вышивка. Беседа «Вышивка – один видов декоративно – прикладного искусства». Выполнение образцов швов. Познакомить детей с историческим развитием вышивки, как одного из видов декоративно – прикладного искусства; научить их выполнять различные швы, применяемые в вышивке. Изготовление салфеток «стебельным» швом, «тамбурным» швом. Научить изготавливать салфетки, обрабатывая края атласной лентой или обмёточным швом, выполняя на салфетке несложную вышивку по эскизам. Выполнение вышивки в технике «гладь» на темы «ягоды», «цветы». Научить детей выполнять небольшие миниатюры, оформляя их в рамку, применяя в вышивке «гладьевые» швы. Выполнение вышивки в технике «гладь» по выбору обучающихся. Выполнение вышивки в технике «гладь» по выбору обучающихся. Развивать самостоятельность в выборе эскиза для вышивки, закреплять навыки и умения вышивания, применяя «гладьевые» швы. Раздел № VI Солёное тесто. Приёмы работы. Изготовление пасхальных подставок. 14 Познакомить детей с тестокерамикой, научить их делать тестяную массу и лепить из неё пасхальные подставки с последующей росписью. Изготовление подков. Научить детей изготовлять из солёного теста подковы, закреплять знания, умения украшать предметы деталями, умение расписывать гуашью. Изготовление объёмных игрушек. Научить детей изготавливать объёмные игрушки из солёного теста несложной формы: гусеницы, божья коровка, пасхальный кролик, грибочки; закреплять умение расписывать изделия гуашью. Раздел № VII Работа с тканью. Способы работы. Изготовление игольниц. Познакомить учащихся со свойствами ткани и способами применения в практической работе; научить выкраивать детали по шаблонам, изготовлять игольницы. Изготовление чехлов для телефона. Применять полученные ранее знания о способах работы с тканью, закреплять умения выкраивать и сшивать детали, украшать фурнитурой. Раздел № VIII Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности воспитанников по дополнительной образовательной программе. Целью аттестации является отслеживание роста уровня владения тем или иным видом деятельности. Подведение итогов. Подвести итоги работы обучающихся за год, награждение особо отличившихся грамотами, дипломами, призами. 2 год обучения Раздел № I Вводное занятие. Беседа – ознакомление с планом работы и задачами работы объединения 2 года обучения. Познакомить детей с планом и задачами работы объединения в новом учебном году, расширить кругозор детей в области народного декоративно – прикладного искусства. Раздел № II Работа с глиной. Занятия 2 года обучения основываются на дальнейшем изучении основ работы с цветом, объёмом, пластикой, кроме этого вводится элемент изучения живой природы. Беседа: «История происхождения народной глиняной игрушки» и «Особенности глины. Роспись. Обжиг». Ребята познакомятся с малыми скульптурными формами и лепкой базовых форм, скульптурным и конструктивным методами лепки. Животный мир. Лепка по примеру мастеров. Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий. 15 Обучатся навыкам росписи игрушки разноцветной глиной и украшения изделий налепом. Научатся использовать элементы растительного и геометрического орнамента. Раздел № III Береста. Изготовление композиций из бересты. Повторить правила обработки бересты и приёмы работы с ней в технике аппликации, применяя знания в изготовлении композиций пейзажных, цветочных, анималистических. Раздел № IV Работа с бумагой. Папье-маше. Изготовление новогодних сувениров. Открытки в технике «скрапбукинг». Повторить знания детей о технологии работы с бумагой и картоном, научить технике папье-маше в народных традициях; Познакомить с понятием «скрапбукинг», научить изготавливать открытки в технике «скрапбукинг». Раздел № V Вышивка. Выполнение вышивки в технике «гладь» по выбору обучающихся. Повторить знания детей о технологии ручной вышивки, применяя их в выполнении вышивки в технике «гладь», оформляя в готовое изделие – салфетку, картину, полотенце, косынку, детскую сумку; развивать фантазию в разработке композиции для вышивки. Раздел № VI Солёное тесто. Изготовление композиций. Расширить знания детей о тестокерамике, повторить технологию изготовления поделок из солёного теста при изготовлении изделий; развивать самостоятельность и фантазию в разработке композиций на плоскости и в объеме. Раздел № VII Работа с кожей. Изготовление сувенирных украшений. Познакомить обучающихся с приёмами художественной обработки кожи, научить изготовлению сувенирных украшений (подвесок, брошей), дав коже вторую жизнь. Раздел № VIII Работа с тканью. Изготовление игрушек-подушек. Закрепить знания швов, применять их при изготовлении игрушек-подушек, развивать творческую фантазию. Раздел № IX Вязание. Инструменты, приспособления и пряжа. Основы вязания. Познакомить детей с технологии ручной вязания. Раздел № X Заключительное занятие. Итоговая выставка творческих работ. Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности воспитанников по дополнительной образовательной программе. Подвести итоги работы обучающихся за второй год обучения, наградить особо отличившихся грамотами, дипломами. Предоставить на итоговую выставку лучшие творческие работы. 16 Посетить музей художественных промыслов. 3 год обучения Раздел № I Вводное занятие. Ознакомление с планом и задачами работы группы 3 года обучения. Техника безопасности. Познакомить детей с планом и задачами работы группы в новом учебном году, расширить кругозор учащихся в области народного декоративно – прикладного искусства. Раздел № II Работа с глиной. Беседа о истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России (Филимоновской, Тверской, Дымковской, Каргопольской) с показом иллюстративного и предметного материала. Введение в мир художественной керамики. Лепка из глины разными техниками. Познакомить учащихся с лепкой плоскостных изделий. -конструктивный способ лепки; -пластический (скульптурный) способ лепки; -комбинированный способ лепки; -рельефный способ лепки. Пустотелые изделия. Игрушки- копилки. Изготовление посуды различными способами: лепка посуды пластическим способом (“из куска”). Раздел № III Работа с берестой. Изготовление сложных композиций. Применять правила обработки бересты и приёмы работы с ней в технике аппликация в изготовлении сложных композиций, самостоятельно разрабатывать эскизы учащимися. Темы: пейзажи, сказки, портреты животных. Изготовление новогодних сувениров, композиций. Совершенствовать умения учащихся, работать с различными материалами, развивать фантазию, самостоятельность в изготовлении новогодних сувениров и композиций. Раздел № IV Вышивка. Выполнение вышивки в технике «гладь», «художественная гладь» сложных композиций по выбору учащихся. Совершенствовать умения и знания детей выполнять вышивку «гладью», возможно обучение их вышивке «художественной гладью» (по желанию), развивать самостоятельность в разработке эскизов для вышивки, умение оформлять вышивку в изделие (сумку, картину и др.). Вышивка по выбору обучающихся. Закрепить знания и умения различных швов вышивки в технике «гладь», «художественная гладь». Раздел № V Солёное тесто. 17 Изготовление сложных композиций, объёмных игрушек по выбору. Совершенствовать умения детей изготавливать игрушки и композиции из солёного теста, развивать самостоятельность и фантазию в разработке эскизов сложных композиций из солёного теста. Раздел № VI Работа с кожей. Изготовление украшений из кожи сложной формы по выбору обучающихся. Совершенствовать умения детей художественно обрабатывать кожу, развивать фантазию в изготовление украшений сложной формы (брошей, браслетов, ободков, панно, ваз, шкатулок и т.п.). Раздел № VII Заключительное занятие. Итоговая аттестация. Выставка творческих работ. Итоговая аттестация – это оценка качества умений воспитанников по завершению обучения по дополнительной образовательной программе. Подвести итоги работы обучающихся за третий год обучения, наградить особо отличившихся грамотами, дипломами. Предоставить лучшие творческие работы и проекты на итоговую выставку. Порекомендовать обучающимся, в дальнейшем, самостоятельно совершенствовать свои умения и способности в изготовлении поделок, посещать выставки произведений народных промыслов, возможно в дальнейшем свои увлечения и умения претворить в профессии дизайнера по интерьеру. 1.4. Планируемые результаты Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе занятий по программе. К концу 1-го учебного года учащиеся должны знать: - что такое декоративно – прикладное искусство; - что такое аппликация; - как использовать в работе пластические свойства глины, овладеть простейшими приѐмами и способами изготовления изделий из данного материала; - как заготавливать и работать с берестой; - историю развития вышивки; - простейшие швы в вышивке; - правила работы с тканью; - приёмы работы с солёным тестом. уметь: - анализировать роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей; - работать с цветной бумагой в технике аппликация; - владеть несложными приемами и способами изготовления изделий из глины; 18 - выполнять несложную вышивку основными швами: «стебельчатым», «тамбурным», «гладь»; - изготавливать игрушки из солёного теста; - изготавливать несложные изделия из ткани (игольницы, чехлы для телефона); - работать иголкой, нитками, ножницами, красками, кистью. К концу 2-го учебного года учащиеся должны знать: - о малых скульптурных формах и лепке базовых форм, скульптурным и конструктивным методами лепки; - правила и приёмы работы с берестой; - как изготовлять новогодние сувениры из папье-маше; - как делать открытки «скрапбукинг»; - технологию ручной вышивки; - технологию изготовления композиций из солёного теста; - технологию изготовления игрушек-подушек из ткани; - художественную обработку кожи. уметь: - изготовлять сложные по композиции панно из соломки; - декорировать лепные изделия, расписывать игрушки разноцветной глиной и украшения изделий налепом, используя элементы растительного и геометрического орнамента; - выполнять инкрустацию деревянных изделий; - выполнять по композиции из бересты; - изготавливать новогодние сувениры и открытки; - вышивать в технике «гладь» несложные композиции по выбору; - самостоятельно разрабатывать эскизы для композиций из солёного теста; - изготавливать несложные сувенирные украшения из кожи; - выполнять выкройки из ткани по шаблонам; - изготавливать игрушки-подушки из ткани; - освоить основные приёмы вязания. - применять правила техники безопасности при работе с инструментами: ножницами, иглами, шилом, ножом, пробойником. К концу 3-го учебного года учащиеся должны знать: - Как инкрустировать деревянные изделия; - об истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России (Филимоновской, Тверской, Дымковской, Каргопольской); - знать технологию ручной вышивки в технике «художественная гладь»; - технологию изготовления сложных композиций из солёного теста; - художественную обработку кожи. уметь: 19 - лепить из глины, используя разные техники; - изготавливать новогодние сувениры из различных материалов; - выполнять вышивку сложных композиций в технике «гладь» или «художественная гладь»; - самостоятельно разрабатывать эскизы для сложных композиций из солёного теста; - изготавливать украшения сложной формы из кожи; - меть самостоятельно оформлять свои работы; - применять правила техники безопасности и культуры труда при работе с инструментами. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель- 34; Количество учебных дней – 170; Продолжительность каникул- 30 календарных дней; Даты начала и окончания учебных периодов/ этапов – 16 сентября 2024г по 23 мая 2025г. 2.2. Условия реализации программы 1. Материально-техническое обеспечение Работа по представляемой программе требует значительного материально-технического обеспечения, так как предполагает изучение разнообразных видов декоративно - прикладного искусства: художественной росписи, аппликации, художественного конструирования из бумаги, работы с природным материалом (соломкой, берестой), работы с тканью, пряжей, кожей, вышивкой, солёным тестом. Для успешного овладения этими видами искусства необходимо просторное помещение с хорошим естественным и искусственным освещением. Учебное оборудование кабинета должно включать: - комплект мебели; - инструменты и приспособления: ножницы, ножницы с фигурными лезвиями, канцелярский нож, иглы, булавки, линейки, карандаши, клей, кисточки, пяльцы; - материалы: глина, береста, кожа, бумага, картон, мука, соль, ткань, нитки, швейная фурнитура, рамки для картин - необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди, а падающие от рук тени не создавали помех во время работы. Рабочее место педагога оборудуется столом и стулом. Дополнительно необходим стол для размещения журналов, книг, а также для размещения образцов, для кратковременных выставок или неоконченных работ. 20 Большую роль в проведении занятий играет наглядность методических пособий: видеоматериалы, всевозможные иллюстрации, образцы изделий народного искусства, образцы, изготовленные педагогом и учащимися. Средства наглядности позволяют дать детям разносторонние знания, способствуют более прочному усвоению материала. Неоценимую роль в эстетическом развитии детей играет уютно оформленный кабинет. Эмоциональный настрой создаётся с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры. 2. Информационное обеспечение аудио, видео и фото - материалы, по различным видам декоративно-прикладного искусства. 3.Кадровое обеспечение Для реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ПДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: выставка, творческая защита работ, тестирование (Приложение 1). Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию учащихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных: контрольных уроках, зачетах, выставках, конкурсах и т.д. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: - текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; - итоговый - выставка. Мероприятия и праздники, проводимые в школе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является выставка. 2.4. Оценочные материалы Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал: - иллюстративный материал к теме «Аппликация»; - иллюстративный материал к темам «Учимся шить и вышивать», «Вязание» и др.; - иллюстрации, репродукции к темам по истории декоративно – прикладного искусства; - таблицы, различные схемы, шаблоны, эскизы к схеме «Оригами», схемы по «бисероплетению», схемы по вязанию. раздаточный материал: - карточки с упражнениями по теме «Оригами» и др.; - вспомогательные таблицы; - схемы для вязания, вышивания, бисероплетения и др.; материалы для проверки освоения программы: 21 - творческие задания; - кроссворды, викторины и др. Для оценки знания обучающихся используются следующие формы контроля: выставка, конкурс, зачет, готовое изделие. 2.5. Методические материалы При методической разработке практических занятий вливается теоретическая часть: например, дети получают знания о художественной обработке и заготовке соломки, бересты; истории развития вышивки как одного из видов декоративно - прикладного искусства и др. Занятия группируются в циклы, объединённые единой задачей. Отдельные занятия завершаются созданием коллективной работы, отражающей итог полученных умений и навыков. Подобное проектирование системы занятий позволяет логически развивать содержательное пространство занятий, систематизировать знания, чередовать и использовать различные виды художественной деятельности, прослеживать рефлексию, как в области теоретических знаний, так и в практической работе. Ведётся поиск форм с целью разнообразить занятия, сделать их интересными и результативными. Формы работы выходят за пределы занятий объединения. Обучающиеся собирают различный материал по изучаемым темам: открытки, иллюстративный материал, выполняют эскизы для будущих работ. Явилось необходимостью освоение культурного пространства (например, посещение выставок, участие в выставках, проводимых в районе, городе). При реализации программы «Волшебная мастерская» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии. В работе используются групповая технология обучения, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь. Особенности групповой технологии заключаются в том, что группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Так же при работе используются здоровьесберегающие технологии. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника (Приложение 2). Методические приемы: - репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); - объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); - проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); - эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся); - методы развивающего обучения; - метод взаимообучения; - метод временных ограничений; - метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из других упражнений); - метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии; метод игрового содержания, метод импровизации. Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. 22 Воспитательная работа на занятиях: 1. Проведение занятий Воспитательная работа в объединении «Волшебная мастерская» осуществляется на каждом занятии, так как дети учатся художественно обрабатывать и оформлять материалы в изделия в различных техниках, что развивает у детей эстетических вкус, воспитывает уважение к народным традициям. 2. Профориентация Учащиеся, получая систему знаний и умений, формируют интересы, склонности, способности, получают помощь в поиске призвания, выбора профессии. 3. Инструктаж по охране труда При изучении и овладении различных технологий изготовления поделок дети пользуются различными инструментами: ножницами, иголками, утюгом, электроплитой. Обучающиеся проходят инструктаж по охране труда, учатся соблюдать правила поведения, расписанию учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха, учатся соблюдать правила пожарной безопасности, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 4. Посещение выставок, участие в конкурсах Кроме занятий у детей воспитывается любовь к прекрасному при посещении выставок декоративно – прикладного искусства, экскурсий, участие в выставках, конкурсах. 5. Работа с родителями В объединении «Декоративно – прикладное искусство» проходят встречи с родителями. Для них устраиваются выставки лучших работ детей, проводятся консультации о работе объединении и посильной помощи для обеспечения материальной базы со стороны родителей. 6. Итоговые собрания В конце учебного года проводятся итоговые собрания с детьми и родителями. На них вручаются дипломы и грамоты лучшим учащимся, которые достигли успехи в обучении по декоративно-прикладному искусству и занявшие призовые места в районной и городской выставках. 2.6. Список литературы Для педагога: 1. Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. – М.: «Просвещение», 1984. 2. Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 1992. 3.Программы. Трудовое обучение. Технология. – М.: «Просвещение», 1996. 4.Серия книг «Основы художественного ремесла»: Поделки из природного материла; Чудо – кожа. – М..: «АСТ- Пресс», 1999. 5.Полная энциклопедия женских рукоделий. – «Мехнат», 1993. 6.Рукоделие. – Х.: «Единорог», 1997. 7.Каскальт И. Солёное тесто. – М.: «АСТ- Пресс», 1998. 8.Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – «Академия развития», 1999. 9.Селиванова Т.А. Изделия из кожи. – М.: МСП, 2000. 23 10.Серия книг «Заботы маленькой хозяйки»: Вышивка, первые шаги; Лоскутики. – ЭКСМО- Пресс, 1998. 11.Гибсон Р. Поделки. Папье- Маше; Карнавал. Маски. Костюмы. – М.: «РОСМЭН», 1997. 12.Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусство делать цветы. – М.: «Культура и традиции», 1994. 13.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками – Ярославль, 1998. 14.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие/Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с. 15.Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 1992. 16.Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. – М.: «Просвещение», 1984. 17.Финягин В.В. Изделия из бересты. М.:ООО Издательство Астель: ООО Издательство АСТ, 2001-128с. 18.Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985. – 128 с. 19.Ячменева В.В. Прикладное творчество: Метод. пособие. – Магнитогорск. 20.Никулина О.П. Декоративные изделия из соломки своими руками.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.-143с. для учащихся: 1.Пантелеев Г., Максимов Ю.Декоративное искусство-детям.-М.,1976. 2.Каскальт И. Соленое тесто.- М.: «АСТ - Пресс»,1998. 3.Селиванова Т.А. Изделия из кожи - М.:МСП,2000. 4.Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – Академия развития»,1999. 5.Серия книг «Заботы маленькой хозяйки»:Вышивка, первые шаги; Лоскутики.- «ЭКСМО - Пресс»,1998. 6.Гибсон Р. Поделки. Папье-маше; Карнавал. Маски. Костюмы. – М.: «РОСМЭН»,1997. 7.Лосич Л.Н. Игрушки-самоделки. – Минск; «Элайда»,1998. 8.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль,1998. 9.Финягин В.В. Изделия из бересты. М.:ООО Издательство Астель: ООО Издательство АСТ, 2001-128с. 10. Скребцова. Т.О. Объемные картины из кожи..Ростов н/д.: Феникс,2006- 160с. 11. Шахова Н.В.; Дмитриева Н.А. Кожаная пластика. М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер,2000-78с. 12.Синеглазова М.О.Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП. 2006-128с. 13. Еременко. Т.И.Вышивка цветов гладью. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2001-127с. 14. Пирс Х. Объемная вышивка (пер. с англ. М.: Издательский Дом Ниола 21 век. 2005-112с. 15. Жадько. Вышивка пейзажей. Феникс. Ростов-на-Дону. 2006-155с. Интернет – ресурсы. 1. Vsehobby.ru http://www.vsehobby.ru/ Все о рукоделии: идеи для дома, подарков и просто безделушек, сделанных своими руками: флористика, оригами, мозаика, декупаж, вышивание, лепка и много другое: 2. http://masterica.org/index.php Мастерица: Учебно- информацинный ресурс по рукоделию; 3. Творческая кладовая http://hand-made-granary.blogspot.com/; 4. Страна мастеров — прикладное творчество https://stranamasterov.ru/; 24 5. Мастер-классы сайт для рукодельниц https://masterclassy.ru/; 6. "Мастера рукоделия" http://www.mastera-rukodeliya.ru/; 7. ВЫШИВАЙ.com — Вышивка крестом http://www.vishivay.com/; 8. Бисерок.org — сайт о бисере и бисероплетении http://biserok.org/; 9. Вышивка всерьёз и в радость. Народный учебник http://zlataya.info/; 10. "Крестик" - сайт о вышивке крестом http://crestik.ucoz.ru/. 25 ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ (Приложение 1) Формы аттестации Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: выставка, творческая защита работ, тестирование. Порядок оценивания результатов промежуточной и итоговой аттестации Для определения качества обученности обучающихся по дополнительным образовательным программам используется система оценок: Высокий уровень (В): Творческое применение полученных знаний на практике, умение находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, успешное освоение обучающимися более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Средний уровень (С): Выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила). Успешное освоение обучающимися от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Низкий уровень (Н): Воспроизведение и запоминание (показывать, называть, давать определения, формулировать правила). Успешное освоение обучающимися менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Мониторинг и диагностика Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения обучающихся по программе позволяет педагогу и методисту определять направления образовательновоспитательной на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе. Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов. Методы и формы отслеживания (накопление, фиксирование). Наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях, ведение журнала учета, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях различного уровня, успехи и достижения обучающихся. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе: - теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы; - владение специальной терминологией; - практические умения и знания, предусмотренные программой; - владение специальным оборудованием и оснащением; - творческие навыки; - умение аккуратно выполнять работу; - умение организовать свое рабочее место. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы: - терпение; - воля; 26 - самоконтроль; - самооценка; - интерес к занятиям; - конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов) (спору) в процессе взаимодействия). (Приложение 2) Здоровьесберегающие технологии на занятиях. Физкультминутки. *** Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.) За природой наблюдали. (Поворачивают голову в сторону.) Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. (Руки вверх.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. (Присесть.) А потом все дружно встали, Великанами все стали. Бабочки летали, Крыльями махали. (Помахали руками.) Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.) Ногами топаем. (Топнуть ногами.) Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! (Сесть за столы.) *** Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдемся по дорожке. Но дорожка не простая – Нас от стола не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В сторону разок-другой Покачаю головой. 27 (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к печам, Руки будем мы вращать. Круг вперед, другой вперед, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперед и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за столы.) *** С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки). А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.) Пальчиковые игры. Игры для рук. Русская игра «Утречко». (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.) - Эй, братец Федя, разбуди соседей. (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.) - Вставай, Большок! (Щелчок по указательному пальцу левой руки.) Вставай, Указка! (Щелчок по указательному пальцу левой руки.) Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.) Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.) 28 И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.) Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.) Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.) При повторении игры руки меняются ролями. «Мы делили апельсин» Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч. Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки. Эта долька – для ежа. Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу Эта долька – для стрижа. дети разжимают по пальцу, начиная с Эта долька – для утят. большого. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка… кожура. Дети прячут руки за спину. Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда. «Сделаем гимнастику для рук» Много ли надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружок, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры) Гимнастика для глаз. «Бабочки» Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.) Встрепенулся, подтянулся. (Руки согнуты в стороны – выдох.) Взвился вверх и полетел. 29 (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) *** Ах, как долго вышивали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.) Вправо, влево, поворот, А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать.) 30