1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………………… 1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………………………... 1.3 Содержание программы……………………………………………………………………….. 1.3.1 Учебно-тематический план……………………………………………………………. 1.3.2 Содержание учебно-тематического плана…………………………………………… 1.4 Планируемые результаты……………………………………………………………………... РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ………. 2.1 Календарный учебный график……………………………………………………………….. 2.2 Условия реализации программы……………………………………………………………... 2.3 Формы аттестации/ контроля…………………………………………………………………. 2.4 Оценочные материалы…………………………………………………………………………. 2.5 Методические материалы……………………………………………………………………… 2.6 Список литературы…………………………………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………… 2 3 6 7 8 11 16 18 18 18 19 19 19 22 24 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ 1.1Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Рукоделие» относится к художественно-эстетическому направлению и реализуется в рамках модели» Арт – пространство» и рассматривается как одна из ступеней формирования художественного вкуса и творческих способностей школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности обучающихся младшего и среднего звена. В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, выступают следующие документы: - Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); - Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467, с изменениями от 21 апреля 2023г. приказ № 302; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, с изменениями от 15.05.2023г. № 1230-р № 678-р. - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК- 641/ 09 «О направлении методических рекомендаций» по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ способствующих, социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей; - Письма Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» № АФ-150/06 от 18.04.2008; - Письма Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); - Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Устав и локальные акты учреждения. 3 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно - прикладному творчеству и изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия творчеством является эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Отличительная особенность (новизна) программы «Рукоделие» ориентирована на создание социально-психологических условий для творческого развития ребенка с умственной отсталостью, его самовыражения. Формирование благоприятных условий для организации досуга и полноценного отдыха детей в том, что даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе. Педагогическая целесообразность, социальная значимость программы заключается в том, что программа дает возможность учащимся овладеть широким набором техник работы с различными материалами, что в свою очередь, позволяет пробудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству. Программа является комплексной по набору различных техник рукоделия, даёт возможность каждому ученику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду. В процессе деятельности развивается: - мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; - сенсорное восприятие, глазомер; - логическое воображение; - творческие способности, артистичность; - волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, добросовестность); - художественные способности и эстетический вкус; - навыки культуры труда; - взаимодействие, взаимопомощь и поддержка в детском коллективе; - умение самостоятельно изготавливать подарки близким и родным людям. Адресат программы: Программа «Рукоделие» рассчитана на разновозрастной состав. В объединении могут заниматься дети 7-17 лет, желающие научиться декоративно-прикладному мастерству. Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью. В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог 4 проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися. Большое внимание уделяется формированию конструкторских умений и навыков у детей младшего школьного возраста. С этой целью по многим изделиям варианты, содержащие конструкторские различия, имеют добавления или изменения. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков старших обучающихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка. Во время занятий идет непосредственный обмен знаниями и умениями между обучающимися, сотрудничество и взаимопомощь. При организации работы, важно привлекать старших обучающихся, помощь которых может выразиться непосредственно в проведение занятий, заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе и заготовке эскизов, шаблонов для будущих изделий, помощь младшим обучающимся во время практической работы. В работе используются групповая технология обучения, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и практические задания по методам выполнения соответствует уровню подготовки обучающихся, их возможностям. Уровень подготовленности определяется собеседованием. Допускается дополнительный набор обучающихся. Количество учащихся в группе: от 5 до 12 человек. Количество групп- 3. Количество занятий и учебных часов в неделю. Всего за год проводятся 340 занятий (см. календарно - тематический план). При нагрузке 10 часов в неделю. Объем и срок освоения программы: 1 год. Форма обучения: очная (возможно применение дистанционной формы обучения согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ). Год обучения Количество недель Количество месяцев Количество часов в неделю Количество часов в год 1 Итого: 34 9 10 340 340 Режим и продолжительность занятий. В соответствии с художественной направленностью программы «Рукоделие» и рекомендациями СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41) продолжительность занятий для детей 7-17 лет - 40 мин., перерыв между занятиями 10 минут. Занятия проходят 5 раз в неделю по 2 часа. Год обучения Продолжительность одного занятия в академических часах (40 минут) Кол-во занятий в неделю Всего часов в Всего часов неделю в год 2 по 40 минут 10 10 340 Особенности организации образовательного процесса: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: ОВЗ (УО и ИН), дети – инвалиды. В случае реализации программы в дистанционном режиме образовательный процесс организуется в форме 5 1 видеоуроков, заочных викторин с использованием социальных сетей, мессенжеров, гугл платформ. Видеоуроки могут быть записаны и отправлены по электронной почте, в социальную сеть или мессенжер. При необходимости видеоурок может быть организован в Zoom, Skype, Jazz. Основные формы занятий: групповая, индивидуальная. - беседа, рассказ педагога, сопровождающийся наглядным показом; - использование игровых моментов, введение игровых персонажей; - использование художественного слова - стихов, загадок, пословиц; - использование эмоционального воздействия (музыка); - коллективная работа как один из важных методов при обучении детей, когда дети выполняют разные виды поделок, или части одной поделки вместе и создается коллективная работа. При таком подходе решаются воспитательные задачи: формируются межличностные отношения, умение общаться в коллективе, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь; - метод поощрения (для поддержания активности, самостоятельности, малейших успехов). 1.2 Цели и задачи программы Целью данной программы является развитие творческой самореализации и формирования основ целостного, эстетического мировоззрения, творческих способностей и навыков обучающихся, посредством различных видов народного творчества. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: Предметные: - научить различным приемам работы с бумагой, природным материалом; - научить следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; - развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - овладеть навыками культуры труда; - получить знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; - познакомить с народными промыслами. Воспитательные: - воспитать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера; - формировать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу; - формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. Развивающие (в том числе коррекционные): - способствовать развитию образно-логического и творческого мышления; - развивать творческие способности обучающихся с умственной отсталостью; - гармонизировать психоэмоциональное состояние; - укрепить физическое и нервно-психическое здоровье обучающихся у детей с Аутизмом; - способствовать развитию сенсорно-перцептивной сферы, мелкой моторики рук; 6 - способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, образно-логическое мышление, аналитическое восприятие изображаемого предмета, пространственное воображение, эмоционально эстетическое восприятие). Личностные результаты: - формировать и развивать художественный вкус, интерес к художественному искусству и творческой деятельности; - формировать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений; - формировать уважительное отношение к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох; - развивать коммуникативные способности и навыки работы в коллективе; - формировать представления о нравственных нормах, развивать доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формировать мотивацию к художественному творчеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся. 1.3 Содержание программы № Раздел, тема занятий Разд. I Вводное занятие. II Работа с бумагой, картоном. III Изготовление украшений из бисера, бусин. IV Вязание спицами, крючком. V Художественная вышивка. VI Фриволите (плетение кружева). VII Работа с тканью. VIII Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Промежуточная аттестация. ИТОГО 7 Общее кол-во часов 2 45 46 54 64 52 73 4 340 1.3.1 Учебно-тематический план № Раздел, тема занятий Общее кол-во Разд. часов I Вводное занятие. 2 Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни 1 людей». Требования к поведению учащихся во время занятия. 1 Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. II Работа с бумагой, картоном. 45 Из истории бумаги 1 Аппликация 12 Фигурное вырезание 4 Оригами 6 Плетение 4 Квиллинг 6 Работа с картоном 4 Бумажные фантазии 8 III Изготовление украшений из бисера, бусин. 46 Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения. 4 История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы цветоведения. Цветовая гамма. Основные способы бисероплетения. 12 Плетение плоских фигурок. 10 Плетение объемных фигурок. 10 Цветы. 10 IV Вязание спицами, крючком. 54 8 Теоретические занятия 2 1 Практические занятия - 1 - 4 1 1 1 1 12 3 41 11 4 5 4 5 4 8 34 1 6 1 1 1 6 9 9 9 8 46 Форма контроля наблюдение, беседа наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы V Набор петель при вязании на двух спицах. Технология выполнения изнаночных петель. Технология выполнения лицевых петель. Кромочные петли. Закрепление петель последнего ряда. Накиды. Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Соединение петель Основные приемы вязания крючком. Организация рабочего места, ТБ. Правильное положение кистей рук при вязании крючком. Цепочка из воздушных петель. Полустолбик. Столбик без накида. Столбик с накидом. Столбик с 2-мя накидами. 3 более столбиков, провязанных вместе. Пышный столбик. Рачий шаг. Условные обозначения. Знакомство со схемой. Раппорт. Художественная вышивка. 9 4 6 6 2 4 2 4 2 1 1 1 1 1 1 1 - 3 5 5 1 3 1 3 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 64 1 11 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 53 наблюдение, беседа, практические работы Вводное занятие. История появления вышивки, необходимые материалы и инструменты. Простейшие швы. Способы закрепления нити. Шов "вперёд иголку". Шов "за иголку". Стебельчатый шов. Шов цепочкой "тамбур". Крестообразный шов "козлик". Петельный шов. Полукрест или роспись. Крест косой односторонний. Крест двойной или болгарский. Гладь свободная без настила, двусторонняя. Владимирская гладь. Теневой шов. Вышивание изделия с использованием швов. VI Фриволите (плетение кружева). История кружевоплетения, знакомство с нитками для «фриволите» и фурнитурой. Условные обозначения. Основные элементы «фриволите». Завязывание полного узла «фриволите». Завязывание пико. Чтение схем. Прямая сцепка. Поворачивание кружева. Приемы работы одним челноком. Обратная сцепка. Вязание образца. Как заделать концы нитей. Сцепка «вытянутая петля». Обработка изделия. «Фриволите» с тканью. Приём поворот на дуге. Вязание образца. 10 2 2 - 2 2 2 4 4 4 2 4 4 4 6 6 6 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 2 2 2 3 3 3 2 3 3 3 5 5 5 12 52 2 10 2 42 - 2 2 2 4 2 2 4 2 8 2 4 4 4 2 6 2 4 1 1 - 2 2 2 2 3 2 8 2 4 3 4 2 6 наблюдение, беседа, практические работы наблюдение, беседа, практические работы VII VIII Работа с тканью. Изучение швов Материалы и оборудование: ткань, нитки, иглы, ножницы. Материаловедение; история об игле и нитках; история о ножницах. 73 20 53 2 2 2 2 - Отработка техники выполнения швов. 6 1 5 2 2 2 4 6 10 2 2 2 2 2 2 2 4 8 4 5 6 6 6 4 1 1 1 4 4 4 5 5 6 - Лоскутная мозаика Вводное занятие. Цвет. Цветовой круг. Изучение материалов. Правила работы на швейной машине. ТБ. Технология сборки разных видов блоков из лоскутов. Аппликация Мягкая игрушка Изучение швов. Плоские игрушки. Объемные игрушки (без каркасов). Объемные игрушки (на каркасной основе). Простейшие игрушки из меха Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Промежуточная аттестация. ИТОГО 340 71 наблюдение, беседа, практические работы оформление художественных выставок 269 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана Раздел № I Вводное занятие. Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей». Техника безопасности. Экскурсии по учреждению. Заинтересовать детей обучаться в объединении, развивать интерес к различным видам декоративно – прикладной деятельности, желание самим выполнять красивые изделия. Знакомство с учениками. Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей» Объяснить детям понятие «Декоративно – прикладное искусство», его специфику: произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы; этот вид искусства играет значительную роль в формировании художественного вкуса народа. 11 Техника безопасности. Раздел № II Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Содержание рабочего места. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе. Моделирование. Знакомство с видами моделирования. Плоскостное моделирование. Освоение навыков работы с разными инструментами. Изготовление изделий по образцу (шаблону). Выбор эскиза, выполнение работы по собственному замыслу. Аппликация. Знакомство с видами аппликации. Плоская, симметричная, многогранная (обрывная, аппликация из ладошек) аппликация. Выполнение творческих работ. Фигурное вырезание. Знакомство с техникой вырезания. Просмотр презентации Освоение приёмов техники художественного вырезания. Умение работать с разными инструментами. Бумажные узоры (выбор шаблона, творческая работа). Художественное вырезание (выбор эскиза, шаблона, работа над композицией). Оригами. Знакомство с техникой оригами. Просмотр презентации. Основные приёмы. Базовые формы «треугольник», «блинчик», «воздушный змей». Изготовление фигурок в технике оригами. Плетение. Знакомство с техникой плетения. Выполнение поделок с использованием техники плетения. Торцевание. История возникновения техники торцевания. Просмотр презентации Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту. Плоскостное торцевание (выбор эскиза, изготовление деталей, работа над композицией). Квиллинг. История бумажной филиграни. Просмотр презентации. Знакомство с техникой бумажной филиграни – квиллинг. Свойство бумаги. Разнообразие бумаги, её виды. Материала и инструменты Основные приёмы. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов. Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм. Изготовление цветов в технике квиллинг. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью». Работа с картоном. Свойства картона. Сравнение свойств картона и бумаги. Выполнение поделок из картона для украшения интерьера. Бумажные фантазии. Самостоятельная работа учащихся в применении освоенных техник художественно-прикладного творчества. Раздел № III Ознакомление с искусством бисероплетения. История развития бисероплетения. Цель, содержание и форм занятий кружка. Режим работы. План занятий. История бисера и его применение. Знакомство с направлениями. Демонстрация образцов и изделий. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила технике безопасности. Основы цветоведения. Цветовая гамма. Понятие о сочетание цветов. Цветовой круг. Тёплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями. 12 Основные способы бисероплетения. Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: простое низание (цепочка). Плетение на встречу. Параллельное низание (техника параллельного плетения). Низание петлями. Игольчатое плетение или низание столбиком. Круговое, или французское, плетение. Плетение крестом. Наращивание проволоки. Изготовление схем (работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребёнка читать схему изделия и зарисовывать в тетрадь, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Практическая работа. Выполнение образцов. Плетение плоских фигурок. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления изделий на плоской основе. Анализ моделей. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Плетение объемных фигурок. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Выполнение игрушек. Составление композиции. Цветы. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций. Раздел № IV Основные приемы вязания спицами. Материалы и инструменты. Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Техника вязания на спицах. Набор петель при вязании на двух спицах. Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Технология выполнения изнаночных петель. Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Второй способ: "бабушкина изнаночная". Технология выполнения лицевых петель. Технология выполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевых петлях рабочая нить находится за левой спицей Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку. Кромочные петли. 13 Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. Закрепление петель последнего ряда. Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами. Накиды. Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель. Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Соединение петель. Соединение петель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины. Основные технические приёмы вязания крючком. Воздушное петли. Столбики с накидом, без накида. Постановка рук при вязании. Правила вязания крючком. Вязание цепочки из воздушных петель (осуществление контроля за ровностью цепочки). Выкладывание узора из цепочки из воздушных петель. Вязание столбиков без накида, с накидом, чередование столбиков и воздушных петель. Условные обозначения. Схемы узоров. Знакомство с общепринятыми знаками, применяемыми в современных схемах вязания. Разбор простейших схем вязания. Графическое изображение условных знаков. Зарисовки несложных схем вязания. Составление схемы вязания из чередования в.п., ст.б/н, ст./н. Простейшие узоры. Виды простейших узоров, применяемые при вязании. Вязание узоров из чередования столбиков и воздушных петель: узоры «Тесьма», «Ракушка», «Снопики» и др. Выпуклые и вогнутые петли. Вязание плотных рельефных узоров крючком. Ажурные узоры. Обвязка края изделия. Чтение схемы ажурного узора края полотенца, салфетки, платочка и пр. Раздел № V Художественная вышивка. Вводное занятие. История появления вышивания. Профессии, связанные с вышиванием. Необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с иглами, ножницами. Подбор игл, нитей, ножниц. Технология запяливания ткани. Простейшие швы. Классификация швов. Определение длины рабочей нити. Способы вдевания нити в иголку. Технология выкраивания ткани. Способы закрепления нити на ткани. Раскрой ткани. Запяливание ткани. Закрепление нити на ткани. Необходимые материалы, инструменты и приспособления: ткань, нитки мулине, иголка вышивальная, пяльцы, ножницы, схемы рисунков, журналы с вышивками. Шов "вперёд иголку". Технология и способы выполнения шва "вперёд иголку", его разновидности. Практическая работа Вышивание изделия с использованием шва. 14 Шов "за иголку". Технология и способы выполнения шва "за иголку". Практическая работа. Вышивание изделия использованием шва. Шов строчкой. Технология и способы выполнения шва строчкой. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Стебельчатый шов. Технология и способы выполнения стебельчатого шва. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Шов цепочкой "тамбур". Технология и способы выполнения шва цепочкой "тамбур". Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Крестообразный шов "козлик. Теоретические сведения. Технология и способы выполнения крестообразного шва "козлик". Практическая работа Вышивание изделия с использованием шва. Петельный шов. Технология и способы выполнения петельного шва. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Шов набор. Технология и способы выполнения шва "набор". Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Полукрест или роспись. Теоретическая часть. Технология и способы выполнения шва - Полукрест. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Крест косой односторонний. Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. Практическая работа Вышивание изделия с использованием шва. Крест двойной или болгарский. Технология и способы выполнения креста двойного. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Гладь свободная без настила, двусторонняя. Технология и способы выполнения глади свободной без настила. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Владимирская гладь. Технология и способы выполнения владимирской глади. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Теневой шов. Технология и способы выполнения теневого шва. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва. Раздел № VI Фриволите (Вязание кружева). Введение История возникновения и развития кружевоплетения «фриволите». Ассортимент изделий, выполненных в технике «фриволите». Основные инструменты, приспособления, материалы, применяемые в данной технике. Организация рабочего места. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. 15 Практическая работа: Ознакомление с инструментами и приспособлениями, изучение материалов, применяемых в работе, ознакомление с образцами изделий, представленных на выставке. Условные обозначения. Основные элементы «фриволите» Условные обозначения основных элементов на схемах: количество узлов, кольцо, пико, дуга. Раппорт. Чтение схем. Узлы для связывания нитей: «гераклов» (геркулесов, морской), «мертвая петля». Положение рук при работе. Рабочая и ведущая нити. Элементы «фриволите»: узлы «фриволите» – прямой (лицевой) и обратный (изнаночный); кольцо, петелька «пико», дуга. Соединение колец с помощью «пико». Практическая работа: Упражнения по выполнению основных элементов «фриволите» (плетение образцов). Приемы работы одним челноком Заделывание нитей в начале и конце работы. Наращивание нитей. Исправление ошибок в работе. Плетение одним челноком. Выполнение ряда колец с пико. Практическая работа: Плетение цветочных розеток по схеме одним челноком. Раздел № VII Ткань, нитки, иглы, ножницы. Материаловедение; история об игле и нитках; история о ножницах. Отработка техники выполнения швов. Цвет.Цветовой круг. Основные свойства цвета. Гармоничные сочетания цветов, Контраст цветов. Составление фрагмента рисунка из готовых шаблонов и ткани, используя конверты. Аппликация. Материалы и оборудование: калька, копирка, нитки, ножницы, рамка, лоскуты ткани, лекала, тесьма, фотографии детских работ. Теория: знакомство с техникой и приемами выполнения аппликаций. История аппликаций, ее разновидности: машинная, клееная, ручная. Перенос рисунка на ткань. Практика: «Оформление сумки ручной аппликацией» «выполнение декоративной наволочки для подушки» Мягкая игрушка. Материалы и оборудование: мех, велюр трикотаж, синтепон, поролон; проволока, пуговицы, палочки, нитки, шило, кусачки, резак по меху, лезвие. Теория: техника безопасности при работе с ножницами, шилом, иглой; порядок хранения рабочих материалов. Цветовое решение игрушки. Практика: упражнения по отработке навыков работы с иглой, ножницами и резаком по меху; практикум по организации рабочего места. Раздел № VIII Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности воспитанников по дополнительной образовательной программе. 16 Целью аттестации является отслеживание роста уровня владения тем или иным видом деятельности. Подведение итогов. Подвести итоги работы обучающихся за год, награждение особо отличившихся грамотами, дипломами, призами. 1.4. Планируемые результаты Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе занятий по программе. К концу года обучающиеся должны знать: - что такое декоративно-прикладное творчество; - виды декоративно-прикладного творчества; - основы цветоведения; - основы композиции; - свойства бумаги, разновидности бумаги; - материалы и инструменты при работе с бумагой; - техника безопасности при работе с материалами и инструментами; - технологию изготовления изделий в технике торцевание; - историю лоскутного шитья; - материалы инструменты и приспособления для лоскутного шитья; - технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами; - виды тканей; - правила кроя ткани, соединительные швы; - основные приемы и элементы лоскутного шитья; - историю возникновения и развития вышивки; - виды вышивки; - технику безопасности; - материалы и инструменты для вышивки; - виды швов; - технологию вышивки крестом; - виды орнамента; - общие сведения о сочетании цветов; - технологию вышивки петлей; - материалы и инструменты для вышивки петлей; - декоративные возможности; Должны уметь: - работать с цветом, правильно составлять композицию; - изготовлять изделия в технике торцевание; - пользоваться материалами и инструментами для шитья; - подбирать ткань по цвету и фактуре; 17 - выполнять различные соединительные швы; - изготовлять лоскутные изделия; - пользоваться материалами и инструментами для вышивки; - вышивать в технике крест; - выполнять изделия в технике вышивка петлей; - разрабатывать орнамент; РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель- 34; Количество учебных дней – 170; Продолжительность каникул- 30 календарных дней; Даты начала и окончания учебных периодов/ этапов – 16 сентября 2024г по 23 мая 2025г. 2.2. Условия реализации программы 1. Материально-техническое обеспечение Работа по представляемой программе требует значительного материально-технического обеспечения, так как предполагает изучение разнообразных видов декоративно - прикладного искусства: работа с бумагой и картоном, вязание спицами и крючком, работа с тканью, пряжей, работой с бисером и бусинами. Для успешного овладения этими видами искусства необходимо просторное помещение с хорошим естественным и искусственным освещением. Материально-техническое обеспечение, приобретенное в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» Учебное оборудование кабинета должно включать: № п\п Наименование оборудования Краткое описание 1. Ноутбук Количество единиц Форм-фактор: ноутбук Жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие 1 Русская раскладка клавиатуры: наличие Диагональ экрана: не менее 15,6 дюймов Разрешение экрана: не менее 1920 x 1080 пикселей Количество ядер процессора: не менее 4 Количество потоков: не менее 8 Базовая тактовая частота процессора: не менее 1 ГГц Максимальная тактовая частота процессора: не менее 2,5 ГГц Кэш-память процессора: не менее 6 Мбайт Объем установленной оперативной памяти: не менее 8 Гбайт Объем 18 поддерживаемой оперативной памяти (для возможности расширения): не менее 24 Гбайт Объем накопителя SSD: не менее 240 Гбайт Время автономной работы от батареи: не менее 6 часов. Объем накопителя SSD: не менее 240 Гбайт Время автономной работы от батареи: не менее 6 часов Вес ноутбука с установленным аккумулятором: не более 1,8 кг Внешний интерфейс USB стандарта не ниже 3.0: не менее трех свободных Внешний интерфейс LAN (использование переходников не предусмотрено): наличие Наличие модулей и интерфейсов (использование переходников не предусмотрено): VGA, HDMI Беспроводная связь Wi-Fi: наличие с поддержкой стандарта IEEE 802.11n или современнее Web-камера: наличие Манипулятор "мышь": наличие Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие. 2. Стол ученический двухместный 3. 4. Стул ученический Стол педагога Доска магнитно-маркерная 5. 7 Стол двухместный нерегулируемый Назначение: для 6 ростовой группы Размер столешницы не менее 1200 x 600 мм Столешница выполнена из ЛДСП толщиной не менее 25 мм Торцы столешницы облицованы противоударной кромкой ПВХ толщиной не менее 2 мм Углы столешницы закруглены Столешница покрыта химостойким пластиком Каркас стола представляет собой сварные опоры L-образного типа Назначение: для письма маркером Доска изготовлена на основе стального листа толщиной не менее 0,5 мм Поверхность: гладкая Подложка ДВП толщиной не менее 7 мм Толщина доски не менее 7,5 мм 19 13 1 1 6. Выставочные шкафы 7. 8. Пряжа для вязания 9. Ножницы 10. Пряжа для вышивания и плетения (ирис) 11. 12. 13. 14. Канва для вышивания Пяльцы для вышивания Стеклянные бусины для украшений Застежки, швензы 15. 16. Бумага A4 Набор белого картона 17. Набор цветного картона 18. Клеевой пистолет 19. Утюг 20. Отпариватель Спицы, крючки для вязания Алюминиевый лоток: наличие Обрамление из алюминиевого профиля Возможность использования магнитов: наличие Габаритные размеры: ширина не менее 1500 мм, высота не менее 1000 мм Назначение: для обеспечения хранения учебных и демонстрационных 2 пособий Конструкцией шкафа предусмотрены две секции: верхняя открытая Имеет минимум 2 полки на полкодержателях; нижняя закрытая, имеет полку на полкодержателях 10кг Вид: круговые Кончики спиц: закругленные Диаметр спиц, мм - не менее 5 13 Длина спиц, см - не менее 100 Материал: нержавеющая сталь. Материал ручек: пластик. Заточка лезвий: 13 трехсторонняя. Длина ножниц - не менее 16 см Мерсеризованная нить. Назначение для машинного и ручного вязания 1000гр ажурного трикотажа, салфеток, воротничков. Материал изготовления - хлопок размеры не менее 30 x 40 см 10м Пяльцы-рамка. Размер не менее 30 x 30 см 13 Материал: стекло. Количество бусин в упаковке - не менее 100 шт 13 Форма: крючок с декоративной пружиной 13 Назначение: для изготовления сережек, украшений и другой бижутерии Высота крючка - не менее 15 мм Материал изготовления - металл Количество в упаковке не менее 50 шт. Формат листов: A4 Количество листов в пачке: не менее 500 шт. 2 Назначение: для рисования, аппликаций. Количество листов в наборе - не 12 менее 10 шт. Количество цветов - не менее 10 шт. Формат картона - не менее A4 Назначение: для детского творчества. Количество листов - не менее 10 шт. 12 Количество цветов - не менее 10 шт. Формат картона - не менее A4. Плотность картона - не менее 190 г/кв. м Назначение: для фиксации поверхностей с помощью расплавленной клеевой 13 массы. Мощность - не менее 40 Вт Назначение: для разглаживания изделий. Функция подачи пара – наличие. 1 Материал подошвы - нержавеющая сталь. Мощность - не менее 1600 Вт Назначение: для глажки одежды сложных фасонов, которую тяжело 1 разгладить на гладильной доске. Стойка для одежды – наличие. Мощность не менее 1600 Вт. Объем емкости для воды - не менее 1200 мл Вес - не более 20 21. Доска гладильная 22. Клей-карандаш 23. 24. Челноки для плетения Нитки капроновые 7 кг Регулировка высоты – наличие. Подставка для утюга – наличие. Подрукавник – наличие. Длина рабочей поверхности - не менее 1200 мм Регулировка высоты – наличие. Назначение: для склеивания бумаги, картона, поделочных работ. Вес не менее 18 г Назначение: для плетения кружева. Материал - пластик Материал: полиамидные комплексные нити. Длина нити не более 100 м 1 13 13 3 Большую роль в проведении занятий играет наглядность методических пособий: видеоматериалы, всевозможные иллюстрации, образцы изделий народного искусства, образцы, изготовленные педагогом и учащимися. Средства наглядности позволяют дать детям разносторонние знания, способствуют более прочному усвоению материала. Неоценимую роль в эстетическом развитии детей играет уютно оформленный кабинет. Эмоциональный настрой создаётся с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры. 2. Информационное обеспечение аудио, видео и фото - материалы, по различным видам декоративно-прикладного искусства. 3.Кадровое обеспечение Для реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ПДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: выставка, творческая защита работ, тестирование (Приложение 1). Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию учащихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных: контрольных уроках, зачетах, выставках, конкурсах и т.д. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: - текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; - итоговый - выставка. Мероприятия и праздники, проводимые в школе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является выставка. 2.4. Оценочные материалы Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал: - иллюстративный материал к теме «Аппликация»; - иллюстративный материал к темам «Учимся шить и вышивать», «Вязание» и др.; 21 - иллюстрации, репродукции к темам по истории декоративно – прикладного искусства; - таблицы, различные схемы, шаблоны, эскизы, к схеме «Оригами», схемы по «бисероплетению», схемы по вязанию. раздаточный материал: - карточки с упражнениями по теме «Оригами» и др.; - вспомогательные таблицы; - схемы для вязания, вышивания, бисероплетения и др.; материалы для проверки освоения программы: - творческие задания; - кроссворды, викторины и др. Для оценки знания обучающихся используются следующие формы контроля: выставка, конкурс, зачет, готовое изделие. 2.5. Методические материалы При методической разработке практических занятий вливается теоретическая часть: например, дети получают знания о художественной обработке и заготовке соломки, бересты; истории развития вышивки как одного из видов декоративно - прикладного искусства и др. Занятия группируются в циклы, объединённые единой задачей. Отдельные занятия завершаются созданием коллективной работы, отражающей итог полученных умений и навыков. Подобное проектирование системы занятий позволяет логически развивать содержательное пространство занятий, систематизировать знания, чередовать и использовать различные виды художественной деятельности, прослеживать рефлексию, как в области теоретических знаний, так и в практической работе. Ведётся поиск форм с целью разнообразить занятия, сделать их интересными и результативными. Формы работы выходят за пределы занятий объединения. Обучающиеся собирают различный материал по изучаемым темам: открытки, иллюстративный материал, выполняют эскизы для будущих работ. Явилось необходимостью освоение культурного пространства (например, посещение выставок, участие в выставках, проводимых в районе, городе). При реализации программы «Волшебная мастерская» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии. В работе используются групповая технология обучения, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь. Особенности групповой технологии заключаются в том, что группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Так же при работе используются здоровьесберегающие технологии. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника (Приложение 2). Методические приемы: - репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); - объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); - проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); - эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых); 22 - методы развивающего обучения; - метод взаимообучения; - метод временных ограничений; - метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из других упражнений); - метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии; метод игрового содержания, метод импровизации. Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. Воспитательная работа на занятиях: 1. Проведение занятий Воспитательная работа в объединении «Рукоделие» осуществляется на каждом занятии, так как дети учатся художественно обрабатывать и оформлять материалы в изделия в различных техниках, что развивает у детей эстетических вкус, воспитывает уважение к народным традициям. 2. Профориентация Учащиеся, получая систему знаний и умений, формируют интересы, склонности, способности, получают помощь в поиске призвания, выбора профессии. 3. Инструктаж по охране труда При изучении и овладении различных технологий изготовления поделок дети пользуются различными инструментами: ножницами, иголками, утюгом, электроплитой. Обучающиеся проходят инструктаж по охране труда, учатся соблюдать правила поведения, расписанию учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха, учатся соблюдать правила пожарной безопасности, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 4. Посещение выставок, участие в конкурсах Кроме занятий у детей воспитывается любовь к прекрасному при посещении выставок декоративно – прикладного искусства, экскурсий, участие в выставках, конкурсах. 5. Работа с родителями В объединении «Декоративно – прикладное искусство» проходят встречи с родителями. Для них устраиваются выставки лучших работ детей, проводятся консультации о работе объединении и посильной помощи для обеспечения материальной базы со стороны родителей. 6. Итоговые собрания В конце учебного года проводятся итоговые собрания с детьми и родителями. На них вручаются дипломы и грамоты лучшим учащимся, достигших успехов в обучении декоративно-прикладного искусства, занявших призовые места в районной и городской выставках. 23 2.6. Список литературы Для педагога: 1. Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 1992. 2.Программы. Трудовое обучение. Технология. – М.: «Просвещение», 1996. 3.Серия книг «Основы художественного ремесла»: Поделки из природного материла; Чудо – кожа. – М..: «АСТ- Пресс», 1999. 4.Полная энциклопедия женских рукоделий. – «Мехнат», 1993. 5.Рукоделие. – Х.: «Единорог», 1997. 6.Каскальт И. Солёное тесто. – М.: «АСТ- Пресс», 1998. 7.Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – «Академия развития», 1999. 8.Селиванова Т.А. Изделия из кожи. – М.: МСП, 2000. 9.Серия книг «Заботы маленькой хозяйки»: Вышивка, первые шаги; Лоскутики. – ЭКСМО- Пресс, 1998. 10.Гибсон Р. Поделки. Папье- Маше; Карнавал. Маски. Костюмы. – М.: «РОСМЭН», 1997. 11.Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусство делать цветы. – М.: «Культура и традиции», 1994. 12.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками – Ярославль, 1998. 13.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие/Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с. 14.Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 1992. 15.Ячменева В.В. Прикладное творчество: Метод. пособие. – Магнитогорск. 16.Никулина О.П. Декоративные изделия из соломки своими руками.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.-143с. для учащихся: 1.Каскальт И. Соленое тесто.- М.: «АСТ - Пресс»,1998. 2.Селиванова Т.А. Изделия из кожи - М.:МСП,2000. 3.Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – Академия развития»,1999. 4.Серия книг «Заботы маленькой хозяйки»:Вышивка, первые шаги; Лоскутики.- «ЭКСМО - Пресс»,1998. 5.Гибсон Р. Поделки. Папье-маше; Карнавал. Маски. Костюмы. – М.: «РОСМЭН»,1997. 6.Лосич Л.Н. Игрушки-самоделки. – Минск; «Элайда»,1998. 7.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль,1998. 8.Финягин В.В. Изделия из бересты. М.:ООО Издательство Астель: ООО Издательство АСТ, 2001-128с. 9. Скребцова. Т.О. Объемные картины из кожи..Ростов н/д.: Феникс,2006- 160с. 10. Шахова Н.В.; Дмитриева Н.А. Кожаная пластика. М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер,2000-78с. 11.Синеглазова М.О.Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП. 2006-128с. 12. Еременко. Т.И.Вышивка цветов гладью. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2001-127с. 13. Пирс Х. Объемная вышивка (пер. с англ. М.: Издательский Дом Ниола 21 век. 2005-112с. 14. Жадько. Вышивка пейзажей. Феникс. Ростов-на-Дону. 2006-155с. 24 Интернет – ресурсы. 1. Vsehobby.ru http://www.vsehobby.ru/ Все о рукоделии: идеи для дома, подарков и просто безделушек, сделанных своими руками: флористика, оригами, мозаика, декупаж, вышивание, лепка и много другое: 2. http://masterica.org/index.php Мастерица: Учебно- информацинный ресурс по рукоделию; 3. Творческая кладовая http://hand-made-granary.blogspot.com/; 4. Страна мастеров — прикладное творчество https://stranamasterov.ru/; 5. Мастер-классы сайт для рукодельниц https://masterclassy.ru/; 6. "Мастера рукоделия" http://www.mastera-rukodeliya.ru/; 7. ВЫШИВАЙ.com — Вышивка крестом http://www.vishivay.com/; 8. Бисерок.org — сайт о бисере и бисероплетении http://biserok.org/; 9. Вышивка всерьёз и в радость. Народный учебник http://zlataya.info/; 10. "Крестик" - сайт о вышивке крестом http://crestik.ucoz.ru/. 25 (Приложение 1) Формы аттестации Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: выставка, творческая защита работ, тестирование. Порядок оценивания результатов промежуточной и итоговой аттестации Для определения качества обученности обучающихся по дополнительным образовательным программам используется система оценок: Высокий уровень (В): Творческое применение полученных знаний на практике, умение находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, успешное освоение обучающимися более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Средний уровень (С): Выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила). Успешное освоение обучающимися от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Низкий уровень (Н): Воспроизведение и запоминание (показывать, называть, давать определения, формулировать правила). Успешное освоение обучающимися менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Мониторинг и диагностика Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения обучающихся по программе позволяет педагогу и методисту определять направления образовательновоспитательной на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе. Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов. Методы и формы отслеживания (накопление, фиксирование). Наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях, ведение журнала учета, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях различного уровня, успехи и достижения обучающихся. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе: - теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы; - владение специальной терминологией; - практические умения и знания, предусмотренные программой; - владение специальным оборудованием и оснащением; - творческие навыки; - умение аккуратно выполнять работу; - умение организовать свое рабочее место. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы: - терпение; - воля; 26 - самоконтроль; - самооценка; - интерес к занятиям; - конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов) (спору) в процессе взаимодействия). (Приложение 2) Здоровьесберегающие технологии на занятиях. Физкультминутки. *** Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.) За природой наблюдали. (Поворачивают голову в сторону.) Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. (Руки вверх.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. (Присесть.) А потом все дружно встали, Великанами все стали. Бабочки летали, Крыльями махали. (Помахали руками.) Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.) Ногами топаем. (Топнуть ногами.) Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! (Сесть за столы.) *** Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдемся по дорожке. Но дорожка не простая – Нас от стола не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В сторону разок-другой Покачаю головой. 27 (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к печам, Руки будем мы вращать. Круг вперед, другой вперед, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперед и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за столы.) *** С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки). А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.) Пальчиковые игры. Игры для рук. Русская игра «Утречко». (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.) - Эй, братец Федя, разбуди соседей. (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.) - Вставай, Большок! (Щелчок по указательному пальцу левой руки.) Вставай, Указка! (Щелчок по указательному пальцу левой руки.) Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.) Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.) 28 И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.) Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.) Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.) При повторении игры руки меняются ролями. «Мы делили апельсин» Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч. Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки. Эта долька – для ежа. Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу Эта долька – для стрижа. дети разжимают по пальцу, начиная с Эта долька – для утят. большого. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка… кожура. Дети прячут руки за спину. Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда. «Сделаем гимнастику для рук» Много ли надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружок, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры) Гимнастика для глаз. «Бабочки» Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.) Встрепенулся, подтянулся. (Руки согнуты в стороны – выдох.) Взвился вверх и полетел. 29 (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) *** Ах, как долго вышивали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.) Вправо, влево, поворот, А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать.) 30