Наталь я Подписано цифровой подписью: Наталья Дата: 2023.12.25 15:21:47 +07'00' МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ» 2023 – 2025ГГ. Доброшкола Всё получится! г. Мариинск 2023 Оглавление 1. Паспорт программы развития 2. Информационная справка о школе 3. Основания для разработки программы 4. Мероприятия по реализации программы развития 5. Механизмы реализации программы развития 6. Ожидаемые результаты реализации программы 7. Критерии и показатели реализации программы 1. Паспорт программы развития Полное Муниципальное казенное учреждение наименование «Общеобразовательная школа - интернат психологоорганизации педагогической поддержки» Документы, 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об послужившие образовании в Российской Федерации»; основанием 2. ФГОС начального общего образования обучающихся с для разработки ограниченными возможностями здоровья (утвержден программы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598); 3. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599); Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Сведения о Администрация, педагогический коллектив разработчиках Цель Создание современных условий для обучения и программы воспитания обучающихся с ОВЗ через обновление инфраструктуры школы, изменение содержания и повышение качества образовательного процесса Комплексные задачи программы развития (в части реализации мероприятия) Основные направления развития образовательн ой организации Период реализации Порядок финансирован ия Целевые индикаторы и показатели успешности (в части 1. Оснащение и обновление оборудования учебных кабинетов для реализации предметной области "Технология". 2. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями современным оборудованием и дидактическими средствами обучения. 3. Оснащение учебных кабинетов и помещений для организации качественного, доступного образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 4. Совершенствование дополнительного образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с инвалидностью. 5. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников. - Обновление материальной базы -Психолого-педагогическое сопровождение -Организация качественного, доступного образования -Развитие дополнительного образования -Работа с педагогическими кадрами 2023-2025гг Субсидия из федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»; региональный бюджет Целевые индикаторы и показатели успешности (в части реализации мероприятия) 1)100% обучающихся с ОВЗ, получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам с использованием обновленной материальнотехнической базы, от общего числа обучающихся. реализации мероприятия) Ожидаемые результаты реализации программы развития 2). 100% обучающихся с ОВЗ, получающих образование по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с использованием обновленной материально-технической базы, от общего числа обучающихся. 3) 100% педагогических работников, повысивших квалификацию в части реализации адаптированных основных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ с использованием обновленной материально- технической базы, от общего числа педагогических работников. 4) 100% обучающихся с ОВЗ, продолживших после окончания школы обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения. 1. Модернизация системы управления школой через выстраивание деятельности служб сопровождения в контексте предъявляемых требованиями ФГОС. 2. Внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития и профессиональной ориентации обучающихся. 3. Распространение эффективного опыта работы в контексте участия в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование», региональном проекте «Современная школа». 4.Повышение качества обучения и воспитания через внедрение инновационных процессов. 5. Социализация и адекватное профессиональное самоопределение обучающихся в условиях единого образовательного пространства, повышение их готовности к получению профессии и осуществлению самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики как результат совершенствования модели трудового обучения. 6. Изменение содержания образования и корректировка учебного плана школы: введения новых профилей по Контроль реализации предметной области «Технология» и расширение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. 7. Развитие системы дополнительного образования через укрепление материально-технической базы школы, приобретение современного оборудования (федеральный и региональный проекты «Современная школа») 8. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, обеспечение безопасных условий образовательного процесса. 9. Формирование позитивного конкурентоспособного имиджа, повышение рейтинга школы среди образовательных организаций города и области, реализующих АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. - подготовка самоанализа школы; - представление отчета разработчиков и ответственных за реализацию Программы на педагогическом совете; - родительские собрания (общественная презентация); - размещение промежуточных результатов реализации Программы развития на сайте школы; - ежемесячный контроль за выполнением мероприятий. 2. Информационная справка об организации Историческая справка 1.В 1964 году на базе детского дома была открыта вспомогательная школа. Директором был назначен Попов Г.Ф. 2. В 1994 году вспомогательная школа – интернат переименована в «Специальную общеобразовательную школу – интернат» Приказ № 72-к от 01.03.1994г. 3.«Специальная общеобразовательная школа – интернат» переименована в «Специальную (коррекционную) школу – интернат VIII вида». Приказ № 80 от 07.12.1998г. 4.«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида» переименована в Муниципальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа интернат VIII вида» Приказ № 114/1 от 01.05.2003г. 5.Муниципальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная(коррекционная)школа- интернат VIII вида» переименована на Муниципальное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Приказ 90 от 08.06.2009г. 6.Муниципальное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида» переименована на Муниципальное казенное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Приказ № 102 от 01.09.2011г. 7. Муниципальное казенное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» переименована на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки» Приказ № 101 от 29.06.2015г. В настоящее время в учреждении обучаются учащиеся с интеллектуальными нарушениями: легкая умственная отсталость, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость, тяжелые и множественные нарушения развития (далее по тексту - ТМНР), это: 227 обучающийся, из них: обучающиеся по 1 варианту АООП – 142 человек; обучающиеся по 2 варианту АООП – 85 человек; обучающихся на дому – 50 человек, из них обучающихся по СИПР – 42 обучающихся; дети из опекаемых семей – 43 человека; дети инвалиды и инвалиды – 150 человек. После окончания школы основная выпускники поступают в Кемеровское профессиональное училище, Тяжинский аграрный техникум. Обучение в ПУ 2020 2021 2022 Количество 9 15 11 % 55,5% 50% 24,4% Кадровый потенциал педагогических работников Учреждения отличается стабильностью. Укомплектованность педагогическими кадрами 100%. 96,9 % педагогов имеют высшую и I квалификационные категории, 2– звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 2 – почетная грамота МО РФ 1 – медаль «За служение Кузбассу». Кв. 2020 % категория высшая 19 59,3 первая 12 37,5 2021 % 2022 % Образование 2020 2021 2022 18 17 49 46 17 10 59 34 без 1 категории 2 5 2 7 Высшее 50 Среднее50 специальное Средний 45,9 возраст 3,1 69 31 58 42 47 47,5 Курсовая переподготовка пройдена всеми педагогическими работниками – 100%. Профессиональная переподготовка по специальности «Олигофренопедагог» - 24 педагога. 4. Анализ состояния материально-технической базы организации, в части: помещений/мастерских для реализации предметной области «Технология»; помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью; учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью. На территории школы-интерната находится 6 зданий: Здание школы, спального корпуса, столовой, гаража, столярной мастерской и банно-прачечного комплекса. Школа имеет 13 учебных кабинетов, оборудованный согласно СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Для проведения практических занятий предусмотрены мастерские: столярного дела, швейного дела, сельскохозяйственного труда, а также 2 кабинета для проведения занятий по социально-бытовой ориентировке. Все здания доступны полностью инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с нарушений слуха и умственной отсталостью и доступно таким категориям инвалидов как с нарушениями опорнодвигательного аппарата, передвигающихся на инвалидных колясках и с нарушением зрения. Для полноценного осуществления образовательной деятельности функционируют объекты для проведения практических занятий: мастерская швейного дела кабинет с\х труда кабинет педагога-психолога сенсорная комната логопедический кабинет Все объекты для проведения практических занятий с учащимися, воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Имеется учебно-опытный земельный участок. 3 Основания для разработки программы развития Разработка Программы развития МКОУ «Общеобразовательной школы-интерната психолого- педагогической поддержки» обусловлена возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны, необходимостью улучшения содержания и технологий образования, развитием системы обеспечения качества образовательных услуг, повышением эффективности управления, развитием системы непрерывного образования. Направленность Программы развития школы заключается в поиске внутренних источников развития и рационального использования, накопленного в школе инновационного потенциала образования, в использовании возможностей, полученных в результате участия в реализации федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование», участие в региональном проекте «Современная школа». За последние годы в школе несколько изменился контингент обучающихся – увеличилась численность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с сопутствующими к основному заболеванию расстройствами аутистического спектра, двигательными и речевыми нарушениями, а также другими расстройствами, отражающимися на динамике социализации. В введенном с 1 сентября 2016 года федеральном государственном стандарте образования детей с интеллектуальными нарушениями приоритетным направлением является изменение в организации и содержании трудового обучения школьников. Указанные особенности содержания трудового обучения, связанные с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагают обновление подходов к организации трудового обучения и технологий достижения образовательных результатов. Кроме того, возникает потребность в разработке новых подходов к оцениванию сформированности учебных умений (в том числе базовых учебных действий), а также диагностике готовности обучающихся к освоению определенного профиля трудового обучения. Согласно ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями организация должна создавать условия, обеспечивающие возможность обновления содержания образования, а также методик и технологий их реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации. В целях построения системы трудового обучения, адекватной современным требованиям подготовки выпускников, необходимо внедрять профили с учетом востребованности данных профессий в городе, а также наличия профессиональной подготовки по данным профессиям в организациях НПО области, в том числе для детей- инвалидов с умеренной умственной отсталостью. Для формирования адекватного выбора профессиональных предпочтений необходимо совершенствовать работу служб сопровождения действующих в школе. Особое внимание необходимо уделить социальнопсихологическому сопровождению. Получив оборудование по федеральному и региональному проекту «Современная школа» для кабинета педагога-психолога, оборудование сенсорной комнаты мы сможем совершенствовать службу медико–психолого-педагогического сопровождения обучающихся по формированию социальной готовности выпускников к выбору профессии. Все годы школа динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего развития школы необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы. Оценка актуального состояния внутреннего потенциала Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов сильные стороны слабые стороны благоприятные риски возможности Высококвалифициро Недостаточно Развитие ОУ как Недостаточное ванный коллектив высокий уровень учреждения финансирован педагогов, мотивации обеспечивающего ие. обладающих опытом участников качественное Не и творческим образовательного образование и востребованно потенциалом. процесса на социализацию сть Положительный достижение обучающихся в выпускников опыт работы по нового обществе. школы на взаимодействию качественного Расширение рынке семьи и школы. уровня трудовых труда города. Наличие школьных образовательного профилей. мастерских. процесса. Повышение % Профессионально поступления е выгорание. выпускников в Недостаточная СПО. материальнотехническая база. Нет участия в национальном чемпионате профессионально го мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Требуется ремонт и переоборудовани е школьных мастерских 5. Основные направления развития организации 1. Обновление материальной базы. 2. Психолого- педагогическое сопровождение. 3. Организация качественного, доступного образования. 4. Профориентационная работа. 5. Укрепление здоровья учащихся 6. Развитие дополнительного образования. 7. Работа с педагогическими кадрами. 6. Мероприятия по реализации программы 6.1.Обновление материальной базы Цель: Оснащение и обновление учебных кабинетов, мастерских современным оборудованием № п/п 1 Мероприятия Исполнитель Разработка дизайн – проектов кабинетов, в которых планируется обновление оборудования директор, заместитель директор по ВР Срок реализации февраль 2023 Результат Дизайн-проект Составление плана размещения оборудования в кабинетах Ремонт кабинетов, в которых планируется обновление оборудования Приобретение оборудования для швейной мастерской директор, заместитель директор по АХЧ заместитель директор по АХЧ март 2023 План июль 2023 Готовность кабинетов директор, заместитель директор по АХЧ февральмарт 2024 5 Приобретение оборудования для мастерской строительного профиля директор, заместитель директор по АХЧ февральмарт 2024 6 Приобретение оборудования для кабинета ОСЖ директор, заместитель директор по АХЧ февральмарт 2024 Обновление современным оборудованием швейной мастерской Обновление современным оборудованием мастерской строительного профиля Обновление современным оборудованием Кабинета ОСЖ 7 Приобретение оборудования для кабинета растениеводства и ситифермерства директор, заместитель директор по АХЧ февральмарт 2024 8 Приобретение оборудования для оснащения кабинетов службы психологопедагогического сопровождения и коррекционной работы директор, заместитель директор по АХЧ февральмарт 2024 2 3 4 Обновление современным оборудованием кабинета растениеводств а и ситифермерства Оснащение современными дидактическим и материалами и методическими пособиями кабинетов педагогапсихолога, учителя логопеда, учителя дефектолога 9 Приобретение оборудования для кабинета адаптивной физкультуры директор, заместитель директор по АХЧ февральмарт 2024 Обновление современным оборудованием адаптивной физкультуры Психолого- педагогическое сопровождение Цель: создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности, повышения здоровья и профессионального самоопределения. № п/п 1 Мероприятия Исполнитель Разработка памяток по ОТ и ТБ при работе с новым оборудованием Заместитель директора по БОП 2 Разработка и внедрение новых и оптимизация действующих форм сотрудничества школы и организаций, работающих с детьми по разным направлениям (социальная защита, отдел по делам несовершеннолетних, учреждения здравоохранения, культуры) Мониторинг состояния здоровья обучающихся с целью определения трудового профиля Администрац ия, специалисты школы 3 Администрация, врач школы Срок реализации июль 2024 Результат май 2024 Получение данных мониторинга с целью определения трудового профиля наличие памяток по ОТ и ТБ при работе с новым оборудование м августНовые формы сентябрь 2024 сотрудничест ва школы и организаций, работающих с детьми по разным направлениям Совершенствование системы взаимодействия с ГПОУ г. Кемерово по вопросам профессионального самоопределения выпускников школы Администрац ия, специалисты школы Сентябрь 2023г.февраль 2024г. Профессиона льное самоопределе ние выпускников школы Организация качественного, доступного образования Цель: изменение содержания образования через введение новых профилей по предметной области «Технология», развитие внеурочной деятельности и системы дополнительного образования в школе в соответствии с требованиями ФГОС. 6.2. № п/п 1 2 3 Мероприятия Исполнитель Создание рабочей группы по разработке Программы развития Разработка локальных нормативных актов, необходимых для реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ОВЗ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Разработка, адаптация новых образовательных программ - по предметной области «Технология»: «Растеневодство и ситифермерство», «Рабочий по обслуживанию зданий» «Декоративноприкладное искусство» для детей с умеренной Директор Рабочая группа Срок реализации Сентябрьдекабрь 2023 Результат декабрь 2023 Создание нормативноправовой базы Руководитель январь-май МО, учителя 2024г трудового обучения Утверждение рабочей группы Утверждение и введение в действие разработанны х программ умственной отсталостью. 4 Введение в учебный Заместитель план новых предметов директора по образовательной УВР области «Декоративноприкладное искусство»: «Гончарное дело» 6.3.Развитие июнь-август 2024г Расширение профилей трудового обучения дополнительного образования Цель: развитие потенциальных творческих возможностей личности обучающегося через систему дополнительного образования. № п/п 1 2 3 Мероприятия Разработка новых программ дополнительного образования «Гончарное дело», в соответствии с потребностями и имеющимся оборудованием. Установление социального партнерства направленного на расширение кругозора учащихся, формирование социальных компетенций Участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов. Подготовка обучающихся к чемпионату «Абилимпикс» Исполнитель Срок реализации Педагоги доп. январь-май образования 2024г Результат Администрац ия школы 2024-2025гг. Проведение совместных мероприятий Педагоги доп.образова ния, учителя технологии 2024-2025гг. Призовые места Утверждение и введение в действие утвержденны х программ 6.4.Работа с педагогическими кадрами Цель: обеспечение соответствия квалификации педагогических работников ОО к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. № п/п 1 2 3 Мероприятия Исполнитель Срок реализации 2023-2024 Результат Организация курсовой подготовки по вопросам реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ОВЗ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»; Переподготовка педагогов по образовательным потребностям Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР 2023-2024 Зам. директора по УВР 2024-2025 Освоение востребованн ых специальност ей Повышение качества образования Совершенствование системы самоконтроля педагогов с целью оптимизации качества образовательного процесса 7. Механизмы Повышение квалификаци и педагогов реализации программы 1. Создание творческих групп по направлениям, ответственных за реализацию программы. 2. Координации реализации программы осуществляется Педагогическим советом школы. 3. Мероприятия по реализации программы являются основой годового плана работы школы. 4. Информация о ходе реализации программы по направлениям ежегодно представляется на Педагогическом совете по итогам учебного года и размещается на сайте школы. 5. Реализация программы курируется методистом, который ежегодно представляет аналитическую справку о ходе реализации программы развития. 6. Корректировка программы, внесения в нее изменений решается на совете служб сопровождения. 7. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении этапов, решает методический совет школы. 8. Ожидаемые результаты реализации программы развития - 100 % обновление материальной базы современным оборудованием швейной мастерской, 100 % обновление материальной базы кабинета ОСЖ , 80% -растениеводство и сити-фермерство - 100 % оснащение современным оборудованием кабинетов службы психолого- педагогического сопровождения и коррекционной работы, сенсорной комнаты. - 100% оснащение кабинета для адаптивной физкультуры - увеличение профилей трудового обучения и 100% обеспечение предметной области «Декоративно прикладное искусство». - расширение сети дополнительного образования. 9. Критерии и показатели оценки реализации программы Направления развития организации Обновление материальной базы 2.Психолого- педагогическое сопровождение Критерии Показатели Наличие оборудованных 100% кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»: «Швейное дело» «Рабочий по обслуживанию зданий», «Растениеводство и ситифермерство», кабинета ОСЖ, дополнительного образования «Гончарное дело», Наличие программы 100% дополнительного образования: «Гончарное дело» Наличие оборудованных кабинетов специалистов: учителя-дефектолога, педагога- психолога, учителя-логопеда, кабинета адаптивной физкультуры Положительная динамика развития учащихся по итогам психолого-медикопедагогического сопровождения 100% 100% 4. Развитие дополнительного образования. 5. Работа с педагогическими кадрами Поступление в организации начального профессионального образования (НПО) Положительная динамика(или сохранение на том же уровне) общего состояния физического здоровья учащихся по результатам ежегодного медицинского осмотра Посещение кружков и секций в ОО Развитие системы дополнительного образования в школе Посещение учащимися школы учреждений дополнительного образования в городе Занятость внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей "группы риска" Своевременное прохождение педагогами школы курсовой подготовки; Реализация тем по самообразованию. Участие в работе методических объединений Освоение педагогами современных образовательных коррекционноразвивающих технологий Повышение уровня квалификационной категорией Участие педагогов школы в инновационных процессах 80% с легкой УО 50% инвалиды 100% 100% 100% до 40% Отсутствие правонарушен ий При наличии образовательно й потребности – 100% 100% выполнение плана 90% до 80% до 65%